Собор печорский. Псково-печерский монастырь

Лето - время, когда многие из нас отправляются в паломничество. Как удобнее добраться до выбранного места, где можно остановиться, как спланировать бюджет? Ответы на эти практические вопросы - в серии публикаций, которые мы рассчитываем подготовить с вашей помощью.

Псково-Печерский монастырь был всегда любим паломниками, однако рассказ о самой обители, о которой - мы уверены - вы и так прекрасно осведомлены, сейчас не входит в наши планы. Мы дадим информацию о том, как удобнее доехать в Печоры, где пожить и как попасть в число трудников. Итак, начнем с дороги.

Добраться в Печоры можно либо через Москву, либо через Питер, кому как удобнее. Фирменный поезд «Москва-Псков» (010А) отправляется каждый день в 18:30 с Ленинградского вокзала и прибывает в Псков в 7:30 утра.

По четным дням ходит еще один поезд «Москва-Псков» - 098А. Он уходит с Ленинградского вокзала в 15:35, прибывает в Псков в 5 утра (что дает надежду тем, кто вырвался всего на пару дней, сразу попасть на Литургию), да и билеты на него подешевле - 1450 рублей за плацкарт против 2000 рублей с копейками на поезде 010А. Вся загвоздка в том, что автобусы на Печоры начинают ходить куда позже 5 утра. Впрочем, до Печор можно взять машину - особенно если вы паломничаете вместе с друзьями.

Такси до Печор обойдется в 1000 рублей - может быть, летом чуть подороже, но сколько бы ни запросили, попробуйте сбить до этой, стандартной цены. Стоимость автобусного билета - 120-150 рублей. Таким образом, если вы едете вчетвером, каждый переплатит за такси рублей по 100-150 - так что этот вариант стоит принять к рассмотрению.

Внимание - важная подробность : автобусы, проезжающие через Старый Изборск (эта особенность указывается в расписании), идут дольше, поэтому, даже если такой рейс отправляется на полчаса раньше, чем обычный, смело его пропускайте - в противном случае потеряете намного больше времени.

Расписание автобусов компании «Нива», более комфортабельных, чем обычные пригородные, можно найти .

Расписание прочих изучайте .

Остается добавить, что автовокзал находится левее железнодорожного (если стоять к нему спиной), за сквером, в пяти минутах ходьбы.

Ну, а таксистов вы и так не пропустите - они встречают все поезда на привокзальной площади.

Осталось указать время пути до Печор: машина доедет минут за 40, автобус (не через Старый Изборск) будет идти около часа и привезет вас на центральную городскую площадь, от которой до монастыря - рукой подать.

Сюда же приходят и микроавтобусы из Санкт-Петербурга. Тем, кому стало страшно при слове «микроавтобус» и в воображении нарисовалась городская «маршрутка», сообщаем: не бойтесь, это очень удобные машины, ничем не хуже обычных междугородних автобусов.

Прямые перевозки по маршруту Петербург-Печоры осуществляет компания «Viking», чьи автобусы отправляются ежедневно в 17:30 от гостиницы «Россия» (паркуются неподалеку от памятника Н.Г. Чернышевскому), что у станции метро «Парк Победы», и прибывают в Печоры в 22:15. Билет, стоимость которого составляет 550 рублей, нужно заказывать заранее по телефону: 8-911-690-00-60 .

Идут микроавтобусы из Петербурга и до Пскова - например, компании «Стрижи» , чьи машины отправляются пять раз в день и идут во Псков около 4,5 часов с одной остановкой в Луге. Однако учитывая необходимость подбора стыковки, этот вариант куда более хлопотный.

Напрямую до Печор идут и микроавтобусы компании «Ю-Питер» - правда, всего несколько дней в неделю. Их расписание, меняющееся в зависимости от сезона, уточняйте на сайте компании или по телефону 8-921-112-54-54 .

Можно доехать из Питера до Пскова и на поезде, но только теперь - с пересадкой.

«Прямые поезда-экспрессы “Плесковъ” Санкт-Петербург-Псков, - сообщается на странице монастыре сайта “ВКонтакте” , - отменены, вместо них назначены поезда СПб-Строганово и Строганово-Псков; Псков-Луга и Луга-Санкт-Петербург, расписание которых составлено таким образом, что на станции пересадки можно осуществить переход из состава в состав.
В направлении Пскова пересадка осуществляется на станции Строганово, до которой надо ехать на электричке Санкт-Петербург-Луга отправлением с вокзала в 07:10. Будьте внимательны: пересадку надо делать именно в Строганово, а не в Луге (поезд на Псков уходит из Луги раньше прибытия электрички из Петербурга).
В направлении Санкт-Петербурга пересадка осуществляется на станции Луга-1, где достаточно перейти из состава в состав, который через 15 минут отправится на Санкт-Петербург».

Адрес: Россия, Псковская область, город Печоры
Дата основания: 1473 год
Основные достопримечательности: собор Успения Пресвятой Богородицы, церковь Покрова Пресвятой Богородицы, собор Михаила Архангела, церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, церковь святого Лазаря, церковь Сретения Пресвятой Богородицы, надвратная церковь Святителя Николая Чудотворца, звонница
Святыни: мощи преподобных: Марка, Ионы, Лазаря, Симеона (Желнина), преподобной Вассы, преподобномученика Корнилия, десница святой Татианы, чудотворные иконы: Успения Божией Матери, Божией Матери "Умиление", Святителя Николая Чудотворца
Координаты: 57°48"36.7"N 27°36"51.2"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Более пяти столетий насчитывает это знаменитое сооружение, возведенное во имя укрепления Православной веры. Не совсем точные, порою отрывистые упоминания в летописи, дошедшей до современности, отправляют нас в конец XIV века. В предании говорится, что сначала местные охотники посетили место, где в последующем и образовалась святая обитель. Здесь они ощутили невиданный душевный подъем и полную гармонию окружающей природы.

Псково-Печерский монастырь с высоты птичьего полёта

Позже земельные угодья перешли во владение местного крестьянина – Дементьева Ивана. Во время вырубки леса под одним из поваленных деревьев чудесным образом открылся вход в пещеру, увенчанный таинственной надписью: "Богом зданныя пещеры" (созданные).

Передаваемые из поколения в поколение предания местных жителей сохраняют сведения о том, что здесь нашли себе пристанище люди, пришедшие из далекой Киево-Печерской лавры . Именно здесь они нашли спасение от разорительных набегов татар. Именно народная память и сохранила для потомков имя преподобного Марка – первого инока, основавшегося в этих местах.

Успенско-Покровский храм

История становления Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря

Датой образования Псково-Печерского монастыря принято считать год 1473, а его основателем – преподобного Иона. В этом году была выкопана из песчаного холма Успенская церковь, и освящена преподобным Ионом. Судьба и история обители с первых лет ее создания не была простой. Не успел преемник Ионы, - преподобный Мисаил выстроить Храм и кельи для монахов, как на него было совершено коварное нападение воинствующих лифляндцев. Многие строения были сожжены и разграблены, спастись удалось только благодаря подоспевшей русской дружине, разбившей и прогнавшей врага.

Часовня на Святой горе

Дальнейшее развитие также перемежено набегами и попытками уничтожить монастырь. Западные завоеватели стремились всеми силами уничтожить оплот православия вблизи своих границ, а также снизить влияние на проживающие вокруг и рядом народы. Кроме того, нельзя было не заметить усиления торгово-экономической и военной важности существования форпоста государства Российского .

Строительство Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря

Именно XVI век можно с уверенностью назвать периодом существенного развития обители. Особая заслуга в этом лежит на игумене Дорофее. Под его руководством Успенская церковь не только была обновлена, отремонтирована, но и значительно увеличена в размерах – расширена. Активно велось строительство других храмов и возведение прочих строений, столь важных и необходимых для цельного комплекса. История сохранила потомкам имя посланника Великого князя Московского в город Псков – Мисюра Мунехина. Этот дьяк организовал работы в совершенно ином масштабе, существенно развив и усовершенствовав весь комплекс. Признанием его заслуг перед людьми и Господом стало решение о захоронении умершего в монастырской пещере. Здесь его могила стала первой.


Башня Верхних решеток

Важной датой для монастыря принято считать 1521-й год. В святыню передали икону Успения Богоматери «в житии», наделенную чудотворными способностями. В это же время изменилось и расположение комплекса в целом. Теперь он не ютился на горе, а спустился вниз, в долину протекающей рядом реки Каменца, а кельи для монахов разместили напротив Успенского собора.

Важную роль в обустройстве жизни и деятельность святыни, в общий ее уклад внес игумен Герасим. По образу монастыря Киево-Печерского здесь разрабатывается и внедряется в жизнь устав обители, устанавливаются и присваиваются чины церковной службы. С тех пор и по сей день беспрекословно выполняется строгое правило ежедневного богослужения, проводимого в Успенском соборе.

Собор Михаила Архангела

Признание и известность Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря

Обязательно следует упомянуть имя игумена преподобномученика Корнилия. Именно во времена его деятельности Псково-Печерский монастырь достигает наивысшей точки своего развития. Неуклонно росла и известность святыни в мире. Все шире расходилась по окрестностям молва о чудесных исцелениях, спасении жизни и души человеческой здесь. Год от года возрастало число паломников и «богомольцев». Место, которое совсем недавно считали «убогим», получало вместе с посетителями существенные богатства, драгоценные вклады и подношения. Расширялись угодья, подчиненные монастырю, росло число вотчин. Все это сделало обитель богатейшей и очень влиятельной в округе. Вместе с ростом благосостояния увеличивалось и количество добрых «богоугодных» дел. Оказывалась существенная помощь беженцам и переселенцам, восстанавливались разрушенные строения, а из плена вызволяли своих людей. Постепенно прочие монастыри, входившие в состав Псковской епархии, уступали лидирующие позиции Псково-Печерскому монастырю, роль которого неуклонно возрастала.

Коляска императрицы Анны Иоанновны, Надвратная церковь Святителя Николая Чудотворца

Обороноспособность Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря

Приблизительно с середины XVI века возрастает напряженность на прилегающих к святыне территориях. Немецкий Ливонский орден заявляет о своих претензиях на данные земли, активизируя подготовку к их завоеванию. Это вынуждает принимать решение по переустройству структуры монастыря, обращая особое внимание на обороноспособность. Таким образом, Псково-Печерский монастырь в середине 16-го столетия постепенно превращается в мощное крепостное сооружение, имеющее высокую стратегическую значимость .

В истории остался след, который оставили героические защитники обители во времена завоевательных войн со стороны войска польско-литовского. Сторожевые войска, находившиеся в этом форпосте, наносили урон неприятелю, пытавшемуся захватить осажденный Псков. Наивысшая опасность нависла над защитниками пустоши, когда многотысячное войско вражеское пыталось захватить поселение, защищенное лишь стенами и несколькими сотнями стрельцов.

Надвратная церковь Святителя Николая Чудотворца

От артобстрела была разбита крепостная стена, захватчики пошли на решительный штурм, а силы защитников были на исходе. И тогда монахи поднесли к проему главную святыню обители, - икону Успенья Божией Матери. Отчаянные молитвы монахов и героическая защита бойцов не позволили неприятелю ворваться на территорию, все его атаки были благополучно отбиты.

Чудесные события Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря

История монастыря насыщена множеством различных событий, в которых раз за разом подтверждалась невероятная благодатная сила и роль святого места, на котором был размещен этот комплекс.

Сами не раз нападавшие враги народа русского заявляли, что крепость удерживает какая-то высшая сила. Они отмечали, что невозможно было войти на территорию и окончательно сломить сопротивление защитников даже через внушительные пробоины в стенах монастыря. И постепенно они начинали бояться продолжать нападение.

Дом наместника монастыря

Помогли иконы монастыря выстоять и защитникам осажденного неприятелем Пскова. Посланные в город иконы Божьей матери «Успенье» и «Умиление» подтвердили свою чудотворную силу. Защитники города отразили порядка 30 попыток захватить город и выстояли.

В первые годы XVII века на русскую землю вновь хлынули полчища поляков, литовцев и шведов. Пользуясь временными трудностями на Руси, они как стервятники набросились на ее владения, стремясь завоевать новые земли.

Важную роль в укреплении монастыря именно в военном плане сыграл царь Петр Великий. По его указу монастырь со всех сторон был обнесен высоким земляным валом и глубоким рвом, по дну которого пустили воды реки Каменца. Были сооружены защитные бастионы, установлены пушечные батареи. Теперь крепость-монастырь готова была противостоять самому злому, коварному и сильному врагу.

Петровская надвратная башня над Святыми вратами

Позже территория монастыря оказалась относительно в глубине земель российских, и жизнь в ней приняла более мирный уклад. Но уже во времена нашествия Наполеона чудодейственные иконы монастыря вновь помогли защитить российскую государственность, ее народ и земли.

Тяжелый ХХ век Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря

На этот сложный период времени монастырь выпали две войны, через которые он героически прошел вместе с народом русским. После предательского мирного соглашения несколько лет территория монастыря находилась под эстонским управлением. Так вышло, что несколько лет монастырь находился в подчинении одновременно у двух епархий – таллиннской и прибалтийской.

Большой урон святыне был нанесен в годы Великой отечественной войны немецко-фашистскими оккупантами. Не только разрушения, которым подверглись здания и храмы комплекса, но и вывоз многих ценностей стали серьезным ударом для духовного братства.

Успенский пещерный храм

Дополнили картину бед, выпавших на долю монастыря, и гонения и притеснения на его обитателей сначала немцев, а затем, после освобождения, и Советской власти. Через многие беды, страдания и гонения пришлось пройти священнослужителям.

Псково-Печерский монастырь – единственный на территории России, который никогда не закрывался.

Мало кто знает, что во время последней угрозы его закрытия в хрущевские времена монахи-фронтовики были готовы отстаивать монастырь от безбожников, как от фашистов. Их решимость не была посрамлена. Случилось чудо.

Архимандрит Алипий: солдат Великой Отечественной, воин Христов

Когда в монастырь приехал уполномоченный по делам религии с приказом о закрытии, наместник монастыря, участник Великой Отечественной войны (1914-1975), открыто отказался подчиниться безбожной власти. Иеродиакон Прохор (Андрейчук) пересказал мне эту историю со слов архимандрита Нафанаила (Поспелова) (1920-2002), бывшего в 1960-х годах казначеем. Уполномоченный вручил наместнику указ о закрытии, арх. Алипий стал читать его по слогам, дожидаясь, пока нагреется электрокамин (камин о. Нафанаил купил по просьбе наместника несколькими днями раньше, когда о. Алипий узнал о цели предстоящего визита). Как только камин разогрелся, он бросил в него указ и сказал: «Я лучше приму мученическую смерть, но монастырь не закрою. Если захотите силой, знайте, что у меня шестьдесят монахов, из них две трети – участники войны. Они будут сражаться до последнего человека. А я откопаю петровские пушки, и мы устроим вторую оборону Сталинграда. Вам останется только бомбить нас с самолета, но вы этого не сделаете, потому что рядом Европа – узнает мировая общественность».

Неизвестно, отступило бы партийное начальство окончательно, но в это время монастырь посетила премьер-министр Индии Индира Ганди. Она была потрясена тем, что увидела (по воспоминаниям о. Нафанаила, в пещерах монастыря она плакала), и, очевидно, сделала неплохую рекламу – сюда одна за другой стали приезжать иностранные делегации, и вопрос о закрытии отпал.

Богом зданныя пещеры

История Псково-Печерского монастыря берет начало со своих знаменитых пещер, которые были открыты за 80 лет до основания монастыря, в 1392 году. В XIV веке на склоне нынешней Святой горы монастыря рос густой лес (сейчас здесь насаженный монахами сад и храм Преподобных Псково-Печерских отцов). Как рассказывает летопись, местный крестьянин Иван Дементьев рубил там деревья, одно из них повалилось под гору, и под его корнями открылось устье пещеры. Над нею была начертана надпись: «Богом зданныя пещеры». Кем и когда сделана эта надпись, неизвестно. По местному преданию, здесь жили иноки, бежавшие из от набегов крымских татар. Основателем же монастыря был даже и не монах, а супружеская пара: священник Иоанн Шестник и его матушка Мария. Они поселились в этих местах в поисках пустынной жизни и покаяния. От суровой работы матушка заболела и перед кончиной приняла постриг с именем Васса. Когда она скончалась, отец Иоанн, совершив чин отпевания, закопал гроб с телом при входе в пещеры. На следующий день он обнаружил гроб на поверхности. Решив, что пропустил какое-то место в чине отпевания, о. Иоанн совершил чин вновь и опять закопал гроб. Но когда чудо повторилось, он увидел в нем Божию волю, сделал в стене нишу и поставил туда гроб. После этого гроб никуда не исчезал, причем от него не исходило никакого дурного запаха. С тех пор всех насельников монастыря хоронят в Богом зданных пещерах, не засыпая землей. А чудеса у гроба инокини Вассы продолжаются и сегодня. Как рассказывают монахи, в начале XX века какие-то вандалы пытались вскрыть ее гроб. Неизвестно, искали они драгоценности или хотели надругаться над святыми мощами, но из гроба вышел огонь и попалил их. Следы этого чудесного огня хорошо видны на гробе.

После смерти жены отец Иоанн также принял монашеский постриг с именем Иона. В 1473 году им была достроена первая монастырская церковь – сейчас главный собор монастыря во имя . День освящения храма – 15 августа 1473 года – считается датой основания Псково-Печерского монастыря.

Сегодня мощи основателей монастыря – прп. Вассы и прп. Ионы покоятся у самого входа в монастырские пещеры. Приложиться к ним можно ежедневно с 10 до 18 часов. Дальше пещеры разветвляются на семь подземных галерей (улиц), которые в разное время удлинялись и расширялись. Пятая и шестая улицы называются братскими, так как в их стенах погребают только насельников монастыря. В других галереях захоронены благочестивые паломники и защитники обители. В стенах установлены плиты с именами усопших. Предположительно в пещерах захоронено около 10 тысяч человек.

В пещерах очень темно и довольно холодно. Идти по ним без сопровождения нельзя.

Рядом с входом в пещеры устроен ход на Святую гору. На горе находится храм Псково-Печерских преподобных, освященный в 1995 году. Это довольно необычный – клетский храм, какие строили на Севере при основании новых монастырей. Основную часть храма составляет клеть – простой сруб небольших размеров, характерный для русской избы. Как и в пещеры, на Святую гору можно пройти только в сопровождении кого-либо из насельников обители. Не пускают паломников на Святую гору только в гололед или ранней весной, когда все тает. С горы открывается дивный по красоте вид на монастырь и его окрестности.

Старчество

Монастырь привлекал паломников во все времена. Кто-то ехал к святыням, кто-то – за советом старца. В 1822 году в Печеры приехал император Александр I . Услышав о подвижнической жизни одного из насельников, старца Лазаря Прозорливого, который на третий день после смерти, подобно , восстал из гроба и прожил еще 16 лет, повторяя: «Смерть грешников люта», император просил о встрече с ним. В беседе старец сказал государю: «Признаю делание правды светилом для Царя пред Отцом Небесным. Жизнь царя должна служить примером для подданных. Помни, государь, что нам остается недолго жить на земле…»

Среди особо почитаемых старцев обители – недавно канонизированный прп. Симеон (1869-1960), подвизавшийся в обители 67 лет, из них 33 – в схиме. Старец был известен даром прозорливости и исцелений. Сохранилось много письменных свидетельств людей, получивших исцеление по его молитвам. Последний урок смирения явил старец даже в своей кончине. По откровению от Господа он ждал ее 15 января 1960 года, в день памяти преподобного Серафима. Но наместник монастыря архиепископ Алипий забеспокоился, что смерть старца, подготовка к похоронам и сами похороны совпадут с подготовкой к празднику. Поэтому он просил старца помолиться об отсрочке кончины. «Ты наместник, я послушник, будь по-твоему», – ответил о. Симеон. Почил старец в крещенский сочельник, а хоронили его уже после Крещения. Причисление иеросхимонаха Симеона к лику святых Псково-Печерских состоялось 1 апреля 2003 году, и нетленные мощи старца были перенесены из пещер в Сретенский храм. Попасть в келью прп. Симеона можно ежедневно после 14 часов, взяв благословение благочинного. В среду в Сретенском храме в 6 утра служится братский молебен у мощей преподобного Симеона.

В 1967 году насельником монастыря стал один из самых почитаемых православными людьми старцев – исповедник (1910-2006). Последние годы жизни он тяжело болел и мало кого принимал, но в 1970-1990-х годах люди со всей страны (а иногда и из заграницы) приезжали к нему за советом и утешением. Сегодня келья отца Иоанна открыта для паломников по субботам и воскресеньям с 10 до 13 часов. Все здесь сохранилось как при жизни батюшки. Стены завешаны иконами, портретами, фотографиями. Келья совсем не «аскетическая», очень уютная, с многочисленными подарками от чад: например, ночником в виде часовни, рядом с ним – желтый цыпленок-сувенир, который дарят на Пасху. На столике у окна – вазы с цветами. Дежурный священник мажет вас маслицем.

Чудотворные иконы

Открытая крепость

Главные святыни монастыря – икона Успения Божией Матери и образ «Умиление». Обе иконы находятся в Успенском храме. С иконой Успения, перед которой горит неугасимая лампада, связана не менее героическая история, чем «оборона» монастыря в хрущевские времена. Летом 1581 года стотысячная польско-литовская армия двинулась на Псков. Войско польского короля Стефана Батория подошло к стенам монастыря. Защищали обитель всего три сотни стрельцов. Вражеские войска обстреляли монастырь из пушек, разбили стену. Тогда монахи принесли к пролому главную монастырскую святыню – икону Успения Пресвятой Богородицы. Осажденные молились, и Матерь Божия услышала их молитвы – стрельцам удалось отразить все приступы. Иконы « » и «Умиление» были посланы и защитникам Пскова. За пять месяцев враг более 30 раз штурмовал Псковский кремль, но города не взял. В память этого чудесного избавления печеряне каждый год в седьмую неделю по Пасхе ходили крестным ходом с иконой «Умиление» в Псков. С 1997 года традиция крестного хода возобновлена, только теперь он проходит внутри обители – икону переносят из Успенского храма в Михайловский и обратно. Такой же крестный ход совершается 20 октября – в праздник Псково-Печерской иконы «Умиление».

«Умилением» назвали икону местные жители. Это не та икона «Умиление», перед которой молился преподобный Серафим Саровский. Написана она в XVI веке с Владимирского образа, а в обитель принесена во время игуменства преподобномученика Корнилия. Икона Успения с самого появления в монастыре известна своими чудесами, которые происходят и сегодня. Недавно исцелился от глазной болезни один высокопоставленный чиновник.

Богослужения

Сегодня в обители шесть храмов, не считая пещерного Воскресенского, где служба совершается только для братии: Успенский, Сретенский, во имя архистратига Михаила, во имя прпмч. Корнилия, Никольский и Покровский. Первая служба в монастыре начинается в Успенском храме: в 6 часов у мощей прпмч. Корнилия служится братский молебен, затем полунощница. Преподобный Корнилий был здесь игуменом при царе Иване Грозном. В древней рукописи написано: в один из приездов царя игумен Корнилий вышел за монастырские ворота навстречу государю с крестом. Царь, заранее разгневанный на него, своей рукой отсек ему голову, но тут же раскаялся и, подняв тело, на своих руках понес в монастырь. Дорожка, по которой царь нес тело к церкви Успения, названа «Кровавым путем».

Псково-Печерский монастырь - одна из самых известных монашеских обителей России. Знаменита своими старцами, такими, как архимандрит Иоанн (Крестьянкин), схиигумен Савва (Остапенко), преподобный Симеон (Желнин) и многими другими.

За все время существования монастырь никогда не закрывался, несмотря на разорительные набеги немцев, шведов, литовцев и давление советской власти.

Расположен в 50 километрах от Пскова. Свое название - Печерский - монастырь получил благодаря природным пещерам около ручья Каменца. В церковной традиции их принято называть «Богом зданные (то есть созданные) пещеры».

Первыми в этих местах поселились монахи , бежавшие в XIII-XIV веках на север от набегов татаро-монголов. Летопись сохранила имя одного из первых монахов - преподобного Марка.

Годом основания монастыря считается 1473-й, когда была освящена Успенская церковь. Ее выкопал в склоне холма преподобный Иона (до монашества - священник Иоанн). Он и преподобная Васса (до монашества - супруга Иоанна Мария) считаются основателями обители. Среди других почитаемых святых Псково-Печерского монастыря - и его соратник преподобный Вассиан, убитые по приказу царя Ивана Грозного, преподобный Симеон (Желнин).

В ХХ веке монастырь славился своими старцами, мудрыми духовными руководителями монахов и мирян. В монастырь приезжали за советом к архимандриту Иоанну (Крестьянкину), схиигумену Савве (Остапенко), схиархимандриту Агапию (Агапову) и другим старцам. В 1957 году в Псково-Печерском монастыре поселились вернувшиеся в СССР из Ново-Валаамского монастыря (Финляндия) старцы Михаил (Питкевич), Лука (Земсков) и другие.

В монастыре провел последние годы своей жизни митрополит Вениамин (Федченков), выдающийся церковный писатель, проповедник и старец.

Среди настоятелей монастыря последнего времени особенно выделялся архимандрит Алипий (Воронов), ветеран Великой Отечественной войны. Он смело противостоял советской власти, стремившейся закрыть монастырь и всячески досаждавшей монахам.

ВИДЕО НА сайт

Интересные факты о Псково-Печерском монастыре

    В 1547 году в Киево-Печерском монастыре побывал царь Иван Грозный. Настоятель монастыря игумен Корнилий вышел ему навстречу за ворота, но царь был разгневан и приказал отсечь игумену голову, что тут же и сделали царские слуги. Голова мученика катилась до самых ворот монастыря, оставляя кровавый след. С тех пор дорожка к монастырским воротам называется Кровавый путь.

    В монастыре хранятся три чудотворные иконы — , и древний чудотворный образ святителя Николая Мир-Ликийского.

    В отличие от большинства русских монастырей, Псково-Печерская обитель расположена не на возвышении — холме или высоком берегу реки — а в котловине между холмами.

    Наместником монастыря с 1949 по 1954 год был архимандрит Пимен (Извеков), впоследствии патриарх Московский и всея Руси. Уже став патриархом, он говорил, что самое счастливое время в его жизни — когда он был простым монахом в Псково-Печерском монастыре.

    Псковские пещеры имеют особенность — в любое время года температура в них +5 градусов. Поэтому пещеры использовались не для жизни монахов, как в Киеве, а как место для захоронения.

    В 2007 году архимандрит Тихон (Шевкунов), настоятель московского Сретенского монастыря, выпустил фильм « Псково-Печерская обитель» . В основе фильма — уникальные съемки монастырских старцев, сделанные в 1980-х годах архимандритом Тихоном (в то время еще не монахом, а студентом ВГИКа Георгием Шевкуновым).

Древний мужской монастырь, по легенде созданный по указанию самого Господа. Старейший страж на рубежах, защищающих веру и землю Псковской области. Здесь вы сможете увидеть уникальную пещерную церковь и другие чудесные храмы.

Свято-Успенский Псковско-Печерский монастырь - это один из древнейших и крупных мужских России, расположенный в живописнейших местах с карстовыми пещерами, чья , полная боев за верю и за землю, насчитывает уже 542 года.

Монастырская крепость

Монастырь построен на нервной, пещерной местности. По легенде, местные охотники как-то услышали в этих местах прекрасное пение, раздающееся из-под земли. И когда один из них начал рубить дрова в этом месте, одно дерево упало и проломило вход в пещеру, на входом в которую было написано «Богом зданныя пещеры». Много позже рядом с пещерами поселился бывший священник Георгиевского храма Юрьева-Ливонского. После смерти жены он постригся в монахи и нарекся Ионой. Именно он в 1473 году устроил в пещере Успения Пресвятой Богородицы, с чего и началась история Псковско-Печерской обители.

Монастырь находился в местах, в которых постоянно бушевали войны, поэтому правители постоянно его укрепляли, особенно после вхождения псковских земель в Московское царство. Особого размаха строительство приобрело при Иване Грозном. Были построены мощные оборонительные сооружения, возведена Никольская церковь, имевшая проездные ворота, и соединенная с монастырем проходом. По долине протекает ручей Каменец, над ним расположены две башни с небольшими арками у основания, при нападении перекрывающимися железной решеткой - таким образом, у осажденных всегда была вода. Потому эти башни носят названия Башни Верхних решеток и Башни нижних решеток. Они увенчаны несколькими ярусами с бойницами для пушек, в постоянно находился военный гарнизон.

Во время войны в Псковско-Печерском монастыре прятались и миряне, и крепость казалось почти неприступной. В 1581 годе ее безнадежно осаждали войска Стефана Батория, в 1701 и 1703 вынуждены были уйти восвояси шведы, вплоть до 1721 года, до заключения Ништадского мира, монастырская крепость стояла на страже западных рубежей России.

После этого монастырь утратил оборонительное значение, но вместо этого стал духовным центром Псковской земли.

Храмы

На территории Псковско-Печероского монастыря находится немало прекрасных храмов, привлекающих как паломников, так и просто тех, кто решил провести отпуск в Пскове. В том числе и следующие храмы.

Это самая первая церковь на территории монастыря, та самая, что когда-то построил в пещере Иона. Когда-то она была небольшой, но ее постоянно переделывали и достраивали, расширяя пещеры. Эта церковь уникальна тем, что имеет только внешний фасад, обратная же ее сторона уходит в гору. У храма строгий, но гармоничный вид, его скат украшен пятью сине-золотыми главами, причем шеи глав украшены фресковыми . Внутри низкие потолки, которые поддерживают тринадцать песчаных колонн. Именно здесь хранятся главные монастырские реликвии: чудотворные иконы «Успения Божией Матери» и «Умиление Божией Матери Печерской» 16 века.

Собор Архангела Михаила (Михайловский собор)

Величественное здание Михайловского собора является самым крупным в Псковско-Печероском монастыре. Оно стоит на возвышении, как бы паря над обителью, поэтому сияющий, увенчанный большим крестом золотой купол собора виден не только из любого места территории монастыря, но еще и далеко с дороги к нему. Михайловский собор был построен в 1820 году в честь героев Отечественной войны, освободивших Полоцк от войск Наполеона Бонапарта.

Огромный, высотой 32 метра, примерно столько же в длину и ширину, вместе с тем храм поражает своей воздушностью и светлостью. Он построен по проекту архитектора Руско в стиле позднего классицизма, квадратный в плане, с одним куполом и тремя четырехколонными портиками. Сочетание белых стен, строгости и величественности архитектуры, золотого блеска огромного купола неизменно производит на гостей монастыря впечатление. Кроме того, особенностью Михайловского собора является наличие выхода на наружную сторону крепости, он словно соединяет город с монастырем.

Отделка храма длилась целых семь лет. Пол в храме выложен мозаичной плиткой, а сам храм искусно расписан масляной краской. В храме хранятся святыни - третья из чудотворных икон Псковско-Печерского монастыря - «Одигитрия», а также мощи святой мученицы Татианы.

Благовещенская церковь

Одна из первых каменных построек монастыря. Построена в 1541 году на месте деревянной церкви Сорока Мучеников. Сегодня стены этой небольшой церквушки выкрашены в красный цвет с белой отделкой. Особый интерес в Благовещенской церкви представляет пояс, изготовленный из покрытых глазурью керамических плит, на которых можно увидеть древние надписи - летопись. Это один из самых первых случаев использования на псковщине данного декоративного элемента.

Церковь Святого Лазаря

Это больничная церковь, скромный одноглавый храм с застекленной верандой, была построена в 1792-1800 годах. Помимо собственно исцеления душ больных, лечащихся в монастырской больнице, в разное время храм успел побыть и епархиальным свечным заводом, и домом настоятелей монастыря, и гостиницей для паломников, а с недавних пор там также располагаются монастырские библиотека и архив.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...