"Интонация. Основные элементы интонации. Функции интонации"

Раздел 1 Техника речи.

Произносительная сторона речи: интонация и её элементы.

Одним из разделов общей культуры речи, характеризующей­ся степенью соответствия речи говорящего нормам литературного языка, является звуковая культура речи, или ее произносительная сторона. Основные компоненты звуковой культуры речи: интонация (ритмико-мелодическая сторона) и система фонем (зву­ки речи). Остановимся подробнее на каждом.

Интонация - это совокупность звуковых средств языка, кото­рые фонетически организуют речь, устанавливают смысловые от­ношения между частями фразы, сообщают фразе повествователь­ное, вопросительное или повелительное значение, позволяют го­ворящему выражать разные чувства. В письме интонация в из­вестной мере выражается посредством знаков препинания.

Интонация включает следующие элементы: мелодику, ритм. темп, тембр речи и логическое ударение.

Мелодика речи - повы­шение и понижение голоса для утверждения, вопроса, восклицания во фразе.

Ритм речи - равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе голоса.

Темп - скорость произнесения речи. Он может быть уско­ренным или замедленным в зависимости от содержания и эмоцио­нальной окраски высказывания. При ускоренном теме речи сни­жается ее отчетливость, внятность. При замедленном темпе речь теряет свою выразительность. Для подчеркивания смысловых час­тей высказывания, а также для отделения одного высказывания от другого используются паузы - остановки в потоке речи. В детс­кой речи часто наблюдаются паузы, связанные с несформирован-ностью речевого дыхания, с неумением ребенка распределить ре­чевой выдох в соответствии с длиной высказывания.

Тембр - эмоциональная окрашенность высказывания, выражающая различные чувства и придающая речи многообразные оттенки: удивле­ния, грусти, радости и т. д. Тембр речи, ее эмоциональная окра­шенность достигаются путем изменения высоты тона, силы голоса при произнесении фразы, текста.

Логическое ударение - смысловое выделение слова во фразе путем усиления голоса в сочетании с увеличением длительности произнесения

Для формирования у детей ритмико-мелодической стороны речи необходимо развивать: речевой слух - такие его компоненты, как восприятие соот­ветствующего ситуации темпа и ритма речи, а также звуковысотный слух - восприятие движений тона голоса (повышение и понижение); основные качества голоса : сила и высота;



речевое дыхание - его длительность и интенсивность.

Существует два основных термина для обозначения па­тологии голоса: афония (лат. а - отрицательная частица и греч. phone - звук, голос) - полное отсутствие голоса;

дисфония (дис. и греч. phone) - частичные нарушения вы­соты, силы и тембра.

Высота звука - субъективное восприятие органом слуха частоты колебательных движений.

Частота основного тона измеряется в герцах и может из­меняться в обычной разговорной речи у мужчин в преде­лах от 85 до 200 Гц, у женщин - от 160 до 340 Гц. От изменений высоты основного тона зависит выразитель­ность речи.

Периферические органы речи.

Исполнительными приборами звуковой речи, деятельность которых регулирует мозг, являются:

1) воспринимающие и контролирующие речь органы слуха, отчасти зрения;


Рис.1.Речевой аппарат.

2) звукопроизводящие органы: дыхательные мышцы живота и грудной клетки, диафрагма, легкие, гортань, мягкое нёбо с язычком, полости рта и носа, язык, зубы и губы (рис. 1).

В произношении важную роль играет чувство движе­ния органов, производящих звук (особенно языка), а в некоторой степени и осязание. Чем чаще и лучше рабо­тают эти органы, тем больше под влиянием Поступаю­щих с них раздражений развивается самый мозг и точ­нее управляет ими.



Особо следует отметить чрезвычайную роль слуха в звуковой речи: ребенок, лишенный слуха с раннего воз­раста, без специального обучения не может подражать речи взрослых и поэтому остается немым, для общения же пользуется примитивным средством - жестом и ми­микой 1 .

Какие же у человека периферические органы речи?

Аппарат дыхания (рис. 1 и 2).

а) Легкие, которые представляют как бы меха, на­полненные воздухом и состоящие из отдельных эласти­ческих сообщающихся пузырьков (альвеол). Легкие дают в гортань, рот и нос струю воздуха, необходимую для звукопроизношения.

б) Грудная клетка, к стенкам которой плотно при­мыкают легкие. Сокращением сильных наружных меж­реберных мышц она расширяется и растягивает легкие (при вдохе); вследствие тяжести ее стенок, эластичности легких, отчасти сокращения более слабых внутренних межреберных мышц она спадается и сжимает легкие (при выдохе).

в) Диафрагма - мощная плоская мышца, отделяю­щая грудную полость от брюшной. При сокращении уплотняется;и, опускаясь вниз, освооождаег месш дли легких и тем самым увеличивает их емкость (вдох); выпячиваясь двумя куполами кверху и надавливая на основания легких, вытесняет из них воздух (выдох).

г) Мышцы брюшного пресса при сокращении давят на кишечник! и через него на диафрагму - содействуют выдоху; выпячиваясь при усиленном вдыханий вперед, облегчают опускание диафрагмы при вдохе.

Дыхание, осуществляемое движениями грудной клет­ки, называется грудным; производимое при помощи ди­афрагмы и брюшных мышц - диафрагмальным, или брюшным. Дети пользуются комбинированным грудоб­рюшным типом дыхания, наиболее выгодным для речи и полезным для здоровья (как наиболее легким,: экономным,плавным, и богатым по количеству выдыхаемого воздуха). У некоторых детей наблюдается (верхнегруд­ное, или ключичное дыхание (при нем поднимают пле­чи, а воздух попадает преимущественно в верхушки лег­ких). Этот тип дыхания вреден для здоровья, от него надо отучить детей.


Рис. 2. Схема дыхания.

.а- грудная клетка; б - диафрагма; --- положение двигательного механизма при вдохе; = = - при выдохе.

Вдох требует значительно больших усилий, чем вы­дох, при котором грудная клетка спадается под действи­ем собственной тяжести, а легкие сами стремятся к сжа­тию. Об этом надо помнить при всякого рода играх и упражнениях для развития дыхания.

2. Гортань (рис. 3, 4, 5). Этот голосовой аппарат представляет собой небольшую коробку, состоящую из целой системы крупных и мелких хрящей подвижно сочлененных один с другим и приводимых в движение системой мышц. Главной частью ее являются голосовые связки - две мышечные эластические складки, выпячи­вающиеся в виде валиков с внутренних стенок щитовид­ных хрящей. Спереди хрящи сходятся под острым углом (кадык). Сзади связки прикреплены к двум подвижным хрящикам, которые, сходясь и расходясь, то раздвига­ют, то смыкают их (голосовая щель то раскрывается, то закрывается). Кроме того, голосовые связки, сокраща­ясь, могут сами по себе сближаться одна с другой. В движении связок участвуют и другие мышцы гортани.

При обыкновенном дыхании голосовая щель раскры­та, и воздух свободно проходит через нее. Голос же образуется так. Струя воздуха, поступающая из легких, наталкивается на замкнутые голосовые связки и с усили­ем, мелкими толчками прорывается между ними. Под давлением воздуха связки ритмически колеблются (виб­рируют), - получается музыкальный звук,; который на­зывается первичным тоном. Эти колебания вызывают в свою очередь колебания во всех полостях, сообщающих­ся с полостью гортани (подсвязочное и надсвязочное пространство - глотка, рот, нос и др.). А в них образуются основной для каждого звука речи и дополнитель­ные тоны (обертоны), которые, слившись с основным тоном, образуют слышимый нами звук человеческого голоса. Действие гортани подобно действию язычковой органной трубы (рис. 5): язычки под действием струи воздуха и пружинок быстро и ритмично смыкаются и размыкаются, в результате чего образуется звук.


Рис. 3. Внутренний вид передней части гортани. 1 - щитовидный хрящ; 2 - перстне-видный хрящ;3 - надгортанник; 4 - разрез подъязычной кости; 5 - трахея;

размах их колебаний), чем больше резонирующие полости, тем сильнее голос. Высота же голоса зависит от количества колебаний голосовых связок в секунду.

В зависимости от соотношения времени выдыхатель-но струи воздуха и сближения голосовых связок различаются три типа голосообразования, или приступа (ата­ки, голосоначала): твердый, мягкий и придыхательный.

Твердый приступ чаще наблюдается при выражении голосом отрицательных эмоций (гнева, злобы, раздра­жения). Твердый приступ получается потому, что воз­дух подходит к голосовым связкам в момент, когда они успевают уже напряженно сблизиться. От прорыва их воздухом и слышится резкое, напряженное для слуха начало голоса, например: "Ах, как жарко!" или раздраженно: "Катя, сядь на стул". Кричать и говорить напря­женно, раздраженно, браниться вредно для голоса.

Мягкий приступ образуется постепенным сближени­ем связок уже в момент прохождения воздуха - слы­шится приятный, мягкий голос. Например: "Ах, какой красивый цветок!", "Оля, поцелуй меня".

Придыхательный же приступ вызывается прохожде­нием воздуха до начала сближения голосовых связок, поэтому перед голосом слышится легкий выдох, вроде немецкого звука h.

Практическое занятие №1.

Вопросы для обсуждения.

а) теоретические:

3). Раскройте значение слуха в процессе формирования голоса. Как снижение слуха отражается на качествах голоса? Рассмотрите эту проблему с учетом возраста ребенка.

4). Раскройте механизмы голосообразования (роль центрального отдела нервной системы центрального отдела речедвигательного анализатора и периферического отдела). Раскройте значение струи выдыхаемого воздуха в процессе голосообразования. Данный материал можно офор­мить в виде! сообщения в группе (доклада).

5). Расскажите, какие требования предъявляются к «раз­говорному» голосу. Обоснуйте эти требования.

7). Расскажите, в каком возрасте происходит резкое изменение голоса ребенка. Объясните причины.

б) практические:

1). Ответьте на следующие вопросы: если ребенок родился глухим, будет ли у него голос во время гуления, лепета? Рассмотрите и другой вариант: человек оглох в воз­расте двух лет (в пять-шесть лет, в одиннадцать-пятнад-цать лет, в зрелом возрасте). Как глухота будет отражаться на его речи, в частности, на состоянии голоса? Какие качества голоса будут страдать в первую очередь?

Выполнение практических упражнений по освоению содержания игр на дыхание для дошкольного возраста (Приложение).

1.В специальном детском саду послушайте речь (голосовое оформление речи) детей с разной степенью снижения слуха. Сделайте выводы о состоянии их голосовой функции. Проследите, как снижение слуха влияет на голос и на всю: речь в целом в разные возрастные периоды. Результаты наблюдений обсудите в группе.

2. Проверьте состояние дыхательной функции у ребен­ка с нарушением голоса. На основе обследования сделайте выводы о взаимосвязи голоса и дыхания.

3. Послушайте в детском саду речь (голос) детей из разных возрастных групп. Проанализируйте свои наблюдения и сделайте выводы об изменении голоса ребенка в период с трех до семи лет. Во время наблюдений в разных группах дошкольного учреждения обратите внимание на силу, высоту, тембр и диапазон голоса детей. Свои наблюдения оформите письменно.

Раздел 2.

Практическое занятие №2

1.Вопросы для обсуждения.

а) теоретические:

3. Что понимается под органическими нарушениями голоса периферического характера? Приведите примеры.

4. Назовите дефекты речи, при которых будет наблю­даться нарушение голоса (как один из симптомов).

5. Раскройте содержание понятий «слабость голоса», «форсированный, резкий звук голоса», «сдавленный горло­вой звук», «прерывистый дрожащий», «захлебывающий­ся», «назализованный», «сиплый», «квакающий», «монотон­ный». Назовите причины этих нарушений.

б) практические:

1. Если у ребенка сильный насморк, как будет нару­шаться его голос? Как вы будете классифицировать это нарушение голоса? По каким параметрам будет нарушен голос?

2.Если учитель (воспитатель) много и громко говорит в тече­ние длительного времени, может ли у него появиться на­рушение голоса? Какое? В чем оно будет проявляться?

2.Выполнение практических упражнений по освоению содержания игр на дыхание для дошкольного возраста (Приложение).

Составьте со­общение (реферат) на тему «Нарушения голоса у детей: дошкольного возраста».

Вопросы для обсуждения.

а) теоретические:

1).В комплексный метод исправления дефектов голоса включена артикуляционная гимнастика. Назовите ее це­ли, виды, особенности использования.

3). Объясните, из каких разделов состоит работа по восстановлению голоса при различных видах его патоло­гии. Перечислите, над какими качествами голоса необхо­димо работать при той или иной голосовой патологии. Обо­снуйте свои выводы.

4). Назовите задачи, стоящие перед логопедом на каж­дом этапе работы над голосом при его нарушениях.

5). Назовите основные направления работы над голо­сом детей в дошкольном учреждении. Чем отличается ра­бота над; развитием голоса от работы при его нарушениях?

б) практические

1). Составьте список упражнений пассивной артикуля­ционной гимнастики. Поупражняйтесь в проведении ее на товарищах по группе (проиграйте ситуацию «ребенок - логопед», меняясь ролями), Объясните, почему при нару­шениях голоса полезно использовать пассивную артикуля­ционную; гимнастику.

2). Какие упражнения артикуляционной гимнастики и в каких случаях можно использовать? Назовите эти упраж­нения, запишите их в рабочую тетрадь. Потренируйтесь сами в проведе­нии этих упражнений.

3). Как проводится работа над. высотой голоса? Под­берите необходимые упражнения, потренируйтесь в их реализации. Составьте конспект занятия по развитию силы и высоты голоса. Обсудите его в группе. Проведите такое занятие в детском саду. (При составлении конспекта не забудьте учесть возраст детей.)

4). Вспомните, что такое тембр голоса. Подберите уп­ражнения для работы над тембром голоса при его нару­шении. Потренируйтесь сами в проведе­нии этих упражнений. Перечислите задачи, которые стоят перед логопе­дом при работе над тембром голоса.

5). Как при нарушениях голоса проводится работа над интонацией? Известно, что интонация является одним из важнейших выразительных средств речи, уточняет семан­тическую сторону речи, выявляет ее эмоциональное содер­жание и оказывает сильное воздействие на слушателя. Объясните это положение. Подберите необходимый дидак­тический материал. Потренируйтесь сами в проведе­нии этих упражнений

6). Одной из составных частей комплексного метода кор­рекции нарушений голоса является психотерапия. Раскрой­те содержание этого понятия. Расскажите, какие виды психотерапии применяются при коррекции нарушений го­лоса. Какова цель применения психотерапевтического воз­действия? В течение, какого времени оно применяется?

Выполнение практических упражнений артикуляционной гимнастики и интонационного развития речи. (Приложение).

1). Подберите из приложения или приду­майте сами упражнения статической и динамической ды­хательной гимнастики и запишите. Потренируйтесь сами в проведе­нии этих упражнений. Поупражняйтесь в ее проведении в своей группе.

2). Какие условия необходимо соблюдать при проведе­нии дыхательных упражнений с детьми, имеющими нару­шения голоса? Перечислите эти условия и запишите.

План занятий.

1. Вступительная беседа.

2. Гимнастика артикуляционного аппарата.

3. Дыхание.

4. Дыхание с артикуляцией (шепот) на глухих проторных со­гласных (ф, с, ш, х).

5. Дыхание с артикуляцией на звонких проторных согласных (в, з, ж, м, н, л, р), т.е. постепенное включение голоса.

6. Гласные.

8. Пользование оздоровленной речью в чтении, разговорной речи и пении.

1. Гимнастика артикуляционного аппарата:

челюсти:

а) опускание челюсти,

б) движение челюсти вправо - влево,

в) движение челюсти вперед;

губы:

а) вытягивание и растягивание губ на «у-и»,

б) подтягивание верхней губы («пф»),

в) опускание нижней губы («вы-вы»),

г) натягивание губ на зубы при открытом рте;

язык:

а) высовывание языка,

б) движение языка вперед и вниз за зубами,

в) движение языка вверх и вниз на губах,

г) круговое движение языка под губами,

д) укладывание языка «чашечкой»,

е) дутье на кончик языка,

ж) выбрасывание языка из-под верхней губы,

з) промазывание широким языком нёба и др.

Речевое дыхание.

Выявляется правильность дыхания в процессе речи, так назы­ваемое «речевое дыхание». Оно, как известно, характеризуется коротким вдохом и удлиненным выдохом. При нарушении или недостаточном умении владеть им, занятия начинаются по упо­рядочению дыхания.

Вот несколько первых упражнений.

1. Плавный бесшумный вдох через нос и плавный выдох тоже через нос.

При речи и пении мы пользуемся комбинированным носо-ротовым дыханием, поэтому тренируется то и другое. Мы не на­стаиваем на диафрагмальном дыхании для всех; каждому челове­ку свойственен индивидуальный тип дыхания.

2. Вдох - небольшая задержка (1-2 сек.) - выдох.

3. Вдох через нос - задержка (1-2 сек.) - выдох через рот (слегка приоткрытый).

4. Комбинированный вдох - задержка, выдох через нос.

5. Комбинированный вдох - задержка, выдох через рот (слег­ка приоткрытый).

Постепенно вдох укорачивается и углубляется, выдох удлиня­ется. Например, на «раз» - вдох, на «раз-два» - задержка, на «раз-два-три» выдох и т.д. Вариаций здесь много. Счет ведет ло­гопед.

Одновременно с дыхательными упражнениями начинается подготовка к артикуляционным упражнениям:

1. Укрепляются губы на п (добиваться крепости взрыва).

2. Укрепляется кончик языка на т (добиваться крепости удара).

3. Укрепляется движение корня языка на к (избегать резкого звука).

4. Последовательные, движения губ, кончика языка и корня языка на сочетаниях птк... птк ...

Затем идут упражнения в дыхании через артикуляцию. Выдох дается на глухих проторных согласных ф, с, ш, х, сначала отдель­но на каждый звук, потом в объединенных в слоги. Здесь воз­можны различные вариации:

1) слоги со взрывными (пап, пат, пак ),

2) слоги с проторными (фас, фаш, фак ),

3) слоги смешанные (паф, фап, cam ).

Вначале на выдох дается один слог, потом два, три, четыре и больше. Например, вдох, на выдохе пап , вдох, на выдохе пап-пап ; вдох, на выдохе пап-поп-пуп и т.д. Гласные берутся только артикуляцией.

Раздел заканчивается упражнениями в четком произнесении сначала на беззвучной артикуляции, потом на шепоте слов, фраз, поговорок, скороговорок.

Группа слов: папа, пока, Капа, кипа, пакет, пика, кот, ток, пакт, паук, кушак, фактам т. д.

Фразы: У Таты паук. У кота усы. У Саши пакет. В хате паук. Купи паштет и др.

Поговорки и скороговорки: Попытка не пытка; Добыл бобов бобыль; Во поле-поле затопали кони, от топота копыт пыль по полю летит и т.д.

После достаточной тренировки дыхания и артикуляции начинаются голосовые упражнения. Через откашливание с закрытым ртом или стон (контролировать рукой, положенной на грудь) фиксируется один из звонких проторных звуков (обычно в или з) и закрепляется коротким выдохом на артикуляции. Постепенно вводятся звуки ж, л, р, н. м .

Для закрепления длительности звучания даются слоговые -упражнения:

1.Ав ов ув ы в
2. Аз оз уз ы з
3Аж ож уж и т.д.
4Пав паз паж пал пар пан пам
пов поз пож пол пор пон пом
пув пуз пуж пул пур пун пум
пыв пыз пыж пыл пыр пын пым
пив пиз пиж пил пир пин пим
пев пез пеж пел пер пен пем

и другие сочетания.

Вначале на одном выдохе дается один слог, потом два, три и т. д.

В этих упражнениях нужно следить и добиваться грудного звучания. Гласные звуки и здесь берутся только артикуляцией.

В дальнейшем к длительности проторных согласных прибав­ляются упражнения в силе звука. Сначала тренируется усиление, потом ослабление звучания и после этого совместные упражне­ния в усилении и ослаблении:

Следующей ступенью в занятиях бывает соединение выдоха и голоса на проторных звонких согласных с постепенным и осто­рожным включением гласных (у, о, э, ы, и, а). Звук у берется первым потому, что этот звук ближе к согласной по артикуляции и при нем, как отмечает Фомичев, гортань более устойчива.

Вот целый ряд таких упражнений:

вув вов вэв выв вив вав
вуз воз вэз выз виз ваз
вуж вож вэж выж виж важ
вул вол вэл выл вил вал
вур вор вэр выр вир вар
вун вон вэн вын вин ван
вум вом вэм вым вим вам

В таком же порядке следуют упражнения с з, ж, л, р, н, м, и затем переходим к длительности гласных. Вышеуказанные уп­ражнения берутся уже в такой вариации:

Ву___в, во__в, вы__в, ви__в,ва__в и т.д.

Согласные вводятся все еще для помощи, как опора слабой фонации. Дальше укрепляются гласные» без согласных в различных со­четаниях:

2. уо уэ уы уи уа
оу оэ оы ои оа
эу эо эы эй эа
ыу ыо ые ыи ыа
иу ио иэ иы иа
ау ао аэ аы аи
3. уоэ уоы уои уоа
уэо уэы уэи уэа
>ио уиэ уиы уиа
уыо уыэ уыи уыа
уао уаэ уаы Уаи
4. уоэиа и т. д.

Потом берутся упражнения для развития силы голоса на гласных:

у______у_________у----о______о______о-----э_____э______э

В дальнейшем после упражнений на чистых гласных переходим к словам, фразам, поговоркам, скороговоркам, проработанным на первом этапе занятий на беззвучной артикуляции, «оз­вончаем» их и вводим новые слова и фразы.

Следующей идет работа по развитию гибкости голоса- упражнения на интервалах. Начинаем с уменья ставить вопрос, когда голос идет вверх: который час и давать ответ - голос идет вниз, например: пятый, восьмой и т. д.

Экономия с движением голоса на секунду, терцию, квинту, октаву, например, в фразе: Но я не знала, что это так важно, может быть интонирована на различных интервалах. Желатель­но с помощью инструмента показать голосоведение в гамме.

Заключительные занятия:

а) упражнения в различных интонациях (вопрос, удивление, испуг, радость, страх); хорошими материалами для этого явля­ются басни;

б) ознакомление с регистрами (грудной, средний, головной);

в) ознакомление с эмоциональной окраской и тембром (ма­жор, минор). Например, Уж тает снег, бегут ручьи... (мажор); «Анчар» Пушкина (минор);

г) ознакомление с темпом речи (быстрый, медленный);

д) пользование оздоровленной речью в чтении, разговоре, пе­нии.

Сроки занятий варьируются и индивидуализируются в зави­симости от тяжести заболевания и культурного уровня пациента от 1 до 8-9 мес. Конечно, при расстройствах голоса типа задер­жавшихся мутаций так называемых функциональных возможно­стей для развития голоса больше, чем, например, при афониях после трахеотомии. В таких случаях приходится довольствовать­ся иногда ложносвязочной грубой фонацией с тщательной про­работкой дыхания и артикуляции.

2. Четкая работа органов артикуляции и дыхания, являясь свое­образным массажем, помогает правильному функционированию голосовых связок.

3. Переход к фонации должен быть осторожным, после доста­точной тренировки всего речевого аппарата.

4. Необходима широкая пропаганда вопроса о гигиене голоса у педагогов и лиц других профессий, связанных с постоянным пользованием громкой речью.

5. В целях профилактики специалистам по речи нужно вклю­чаться в работу по охране детского голоса.

Вопросы охраны и культуры голоса еще не имеют широкого распространения среди населения. Еще нередки случаи так на­зываемых профессиональных заболеваний у педагогов, лекторов, массовиков и людей, профессии которых связаны с голосовой работой. Еще недостаточно поставлена охрана детского голоса.

Вопросы для обсуждения.

а) теоретические:

1). Ответьте, какие специалисты участвуют в обследо­вании лиц с нарушениями голоса. Как реализуется при об­следовании принцип комплексности? Какова функция каж­дого специалиста?

2). Раскройте влияние органических нарушений голоса на речевое развитие детей, особенно если нарушение го­лоса возникло в раннем возрасте. Может ли в таких слу­чаях наблюдаться задержка речевого развития?

б) практические

1).Составьте конспект занятия по вызыванию голоса у детей с афонией. Какие упражнения можно предложить с этой целью? Потренируйтесь сами в проведе­нии этих упражнений. Почему вызывание голоса в большинстве случаев начинают на звуке м? Объясните это положение.

2).Перечислите упражнения для активизации нёбной занавески. Запишите их. Потре­нируйтесь в их выполнении. Составьте план занятия по активизации нёбной и глоточной мускулатуры.

3).Составьте конспект занятия по развитию мелодико-ннтонационной стороны речи. Подберите упражнения, развивающие модуляции, тембр, диапазон голоса. Потренируйтесь сами в проведе­нии этих упражнений. Проведите такое занятие сначала в своей группе, а потом на практике.

Выполнение практических упражнений по развитию мелодико-ннтонационной стороны речи. (Приложение).

3.Методические указания для самостоятельной работы студента

1). Подберите и запишите упражне­ния для развития силы голоса. Потренируйтесь сами в проведе­нии этих упражнений. Можно организовать на эту тему занятие с детьми.

Практическое занятие №5

Вопросы для обсуждения.

а) теоретические:

1.Какие условия необходимо соблюдать при проведе­нии дыхательных упражнений с детьми, имеющими нару­шения голоса? Перечислите эти условия и запишите их в рабочую тетрадь.

3.Составьте конспект занятия по вызыванию голоса у детей с афонией. Какие упражнения можно предложить с этой целью? Почему вызывание голоса в большинстве случаев начинают на звуке м? Объясните это положение.

б) практические

1.Подберите и запишите в рабочую тетрадь упражне­ния для развития силы голоса. Потренируйтесь в проведе­нии этих упражнений в своей группе. Можно организовать на эту тему занятие с детьми.

2.Как проводится работа над. высотой голоса? Под­берите необходимые упражнения, потренируйтесь в их реализации. Составьте конспект занятия по развитию силы и высоты голоса. Обсудите его в группе. Проведите такое занятие в группе детей. (При составлении конспекта не забудьте учесть возраст детей.)

3.Вспомните, что такое тембр голоса. Перечислите задачи, которые стоят перед логопе­дом при работе над тембром голоса. Подберите уп­ражнения для работы над тембром голоса при его нару­шении. Потренируйтесь сами в проведе­нии этих упражнений

Выполнение практических диалоговых упражнений по развитию выразительного чтения и нормы литературного произношения. (Приложение).

3.Методические указания для самостоятельной работы студентов

1.Раскройте положение о том, что интонация является одним из важнейших выразительных средств речи, уточняет семан­тическую сторону речи, выявляет ее эмоциональное содер­жание и оказывает сильное воздействие на слушателя. Объясните это положение

3.Подберите необходимый дидак­тический материал для работы с дошкольниками по выразительному чтению. Потренируйтесь сами в проведе­нии этих упражнений

Формы и виды контроля

Формой итогового контроля является устный зачет.

2. Перечень примерных вопросов для зачета

1.Что составляет предмет фонопедии, его предмет и задачи.

2.От каких факторов зависит становление речи ребенка.

3.Как развивается речь ребенка.

4.Определите значение интонации.

5.Как образуются звуки речи.

6.Основные этапы работы по исправлению звукопроизношения

7.Какие требования предъявляются к проведению артикуляционной гимнастики.

8.Какими упражнениями вы владеете для выработка направленной воздушной струи.

9.Какие звуки называются опорными.

10.Назовите цель и содержание работы по постановке голоса и выразительности чтения.

11.Какие основные способы постановки силы звука вы знаете

12.Как проводиться автоматизация звуков в словах.

13.Какие упражнения используются для автоматизации звука во фразовой речи.

14.В чем выражается интонационное логическое выделение слова.

15. Что составляет систему техники речи.

Основная литература

1. Калягин В.А., Овчинникова Т.С.Логопсихология /В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. Логопсихология.-М.Академия.2008

2. Лохов М.И. Заикание:неврология или логопедия. /М.И.Лохов. Заикание:неврология или логопедия. -СПб. «Элби-СПб».2005.

3.Жукова Н.С.Логопедия. /Н.С.Жукова. Логопедия. -Екатеринбург.2005.

4. Фомичева М.Ф..Воспитание у детей правильной речи. /М.Ф.Фомичева. Воспитание у детей правильной речи.- Просвещение.1989.

Приложение .

СЧИТАЛКИ

Ребенок при произнесении каждого слова считалки дотрагивается указательным пальцем руки до груди играющего:

Клен, клен, выйди вон!

Плач, плач, галка, Мне тебя не жалко!

Шла собака через мост, Четыре лапы, пятый хвост.!

Бена-бена-барбарис,

Два мальчишки подрались,!

Кады-дады,

Налей воды коров поить,

Раз, два, три, четыре, пять.

Заяц белый и русак

Танцевали краковяк

Раз, два, три, четыре, пять - в прятки мы хотим играть.

Да и нет не говорить, Все р

Интонация - это совокупность ритмико-мелодических компо­нентов речи: мелодики (т.е. движения основного тона), интенсив­ности, длительности, темпа речи и тембра произнесения (указываю­щего на общую эмоциональную окрашенность речи). Интонация -одно из важнейших средств оформления высказывания, выявления его смысла. С помощью интонации, непрерывного тонового движе­ния происходит членение речевого потока на смысловые отрезки с дальнейшей детализацией их смысловых отношений. Поэтому ин­тонацию часто определяют как ритмико-мелодическую сторону ре­чи, являющуюся средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски высказывания. Интонация включает в себя целый комплекс элементов, среди которых:

1) мелодика речи: основной компонент интонации, она осу­ществляется повышением и понижением голоса во фразе (ср., на­пример, произношение вопросительных и повествовательных пред­ложений), именно мелодика речи организует фразу, расчленяя ее на синтагмы и ритмические группы, связывая ее части;

2) ритм речи: т.е. регулярное повторение ударных и безударных, долгих и кратких слогов. Ритм речи служит основой эстетической организации художественного текста - стихотворного и прозаи­ческого. Основная единица ритма речи - ритмическая группа, со­стоящая из ударного и примыкающего к нему безударного слогов;


3) интенсивность речи, т.е. степень ее громкости, сила или сла­бость произнесения высказывания (ср. разную интенсивность речи на митинге и в комнате);

4) темп речи, т.е. скорость произнесения ее элементов (звуков, слогов, слов), скорость ее протекания, длительность звучания во времени (например, к концу высказывания темп речи замедляется, отрезки, содержащие второстепенную информацию, произносятся быстрее, чем информативно-значимые отрезки, которые произно­сятся в замедленном темпе);

5) тембр речи, т.е. звуковая окраска речи, передающая ее эмо­ционально-экспрессивные оттенки (например, интонация недове­рия, игривая интонация и т.д.),

Интонация является существенным признаком предложения. В высказывании она выполняет следующие функции: 1) оформляет высказывание в единое целое (ср. интонацию законченности и неза­конченности предложения); 2) различает типы высказываний с точ­ки зрения их целенаправленности (ср. интонацию побуждения, воп­роса, повествования и т.д.); 3) передает синтаксические отношения между частями предложения или предложениями (ср. интонацию перечисления, вводности, пояснения, сопоставления и т.д.); 4) вы­ражает эмоциональную окраску (ср. восклицательную интонацию); 5) вскрывает подтекст высказывания; 6) характеризует говорящего и ситуацию общения в целом. В рамках текстов, принадлежащих разным стилям языка или литературным жанрам, интонация вы­полняет эмоционально-эстетическую и изобразительную функции (ср., например, разную интонационную окраску речи добрых и злых персонажей сказок).

Изучение интонаций отдельных языков свидетельствует о том, что многие языки в интонационном отношении различаются, на­пример, интонация в литовском языке имеет восходящий характер; в русском языке она может быть нескольких типов: нисходящей, восходящей, нисходяще-восходящей, восходяще-нисходящей.

Интонация является признаком не только предложения, но и слога, особенно в индоевропейских и праславянском языках. В ин­доевропейских языках, в частности, восстанавливаются два типа интонаций слога - восходящая (акут) и нисходящая (циркумфлекс). Эти интонации и сегодня существуют в некоторых языках (напри­мер, в словенском, сербском, хорватском). Следы их сохранились и в русском языке в полногласных сочетаниях -оро-, -оло-, -ере- (ср., например, восходящую интонацию в слове ворона и нисходящую в слове ворон).

Слова делятся на слоги. Не все слоги имеют один. долготу и силу. Один из слогов в слове выделяется наиб. силой и длительностью произношения гласного звука. Он называется ударным. Русскому языку свойственно силовое ударение.

Ударение - это тот музык. тон, на кот. настраивается слово, тот "голос", по кот. мы узнаем слово. Все слова, явл. самост. частями речи, обычно имеют ударение. Усвоение прав. ударения сопряжено с рядом трудностей, объясн. его особенностями.

Первая состоит в том, что ударение в русских словах не прикреплено к опр. слогу в слове (как, например, в большинстве тюркских языков, во французском (где ударение падает на посл. слог), в польском (ударение - на предпосл. слоге), в чешском и венгерском (ударение - на первом слоге)). Такое ударение называют свободным , оно может быть на любом слоге слова.

Второй особенностью русского ударения является его подвижность, его способность менять свое место в зависимости от формы слова. Например, глагол пон`ять в неопр. форме имеет ударение на втором слоге, в прош. времени в мужском роде оно передвигается на первый слог - п`онял, а в женском роде - на последний - понял`а.

Большие группы слов, мен. ударения в зависимости от формы, есть и среди глаголов. Это глаголы жить, быть, вить, лить, дать, пить и их префикс. образования. Схема их ударения причудлива и к тому же со временем изменяется. Неизменной остается только форма женского рода прош. времени - с ударением на окончании.

Подвижность русского ударения приводит к необходимости вместе с образованием форм, склонением, спряжением слов быть внимательными и к ударению, кот., как видно, не остается постоянным. Это трудность языка, но и одна из его красок, когда слово в разных формах звучит по-новому.

Эти два свойства русского ударения учитываются в русском стихосложении, кот. основывается на количестве слогов и числе ударений, а также на соотношении ударных слогов с безударными. Такой стих называется силлаботоническим (слогоударным). В силлаботоническом стихосложении различают 5 осн. размеров: ямб, хорей, амфибрахий, дактиль, анапест.



Третьей особенностью русского ударения является его изменчивость с течением времени. Язык служит обществу, он развивается, улучшается, изменяется.

Любое высказывание произносится с какой-либо интонацией . Различия в интонации зависят от изменения 4х акуст. компонентов:

· интенсивности звучания;

· длительности звучания (чем больше звуков произносится в единицу времени, тем меньше их длительность, тем быстрее темп речи);

· степени отчетливости тембра, т. е. качества звуков.

Изменения этих перв. компонентов интонации улавливают на слух и более точно вычисляют на спец. аппаратуре: осциллографах, интонографах, сонографах.

Каждый говорящий имеет свой средний тон речи. Но в некоторых местах фразы происходит повышение или понижение тона. Такие движение тона вверх или вниз от среднего уровня называют интонацией . В научной лингвистике в понятие интонации включают также изменения интенсивности, длительности, тембра речевого такта и фразы.

В русском языке можно выделить 6 интонац. конструкций (сокращенно - ИК). Каждая из них имеет центр - слог, на кот. падает основное ударение (тактовое, фразовое или логическое), пред- и постцентровую части (они в ряде случаев могут отсутствовать). Та часть, кот. находится перед центром, обычно произносится на среднем тоне. Одну ИК от другой отличают направление движение тона в центре и после центра:

· первая ИК: на гласном звуке центра происходит понижение тона, тон посцентровой части ниже среднего;

· вторая ИК: гласные центра произносится почти так же, как и гласные в предцентровой части, а тон постцентровой части ниже среднего уровня;

· третья ИК: на гласном центра тон резко поднимается, а в постцентровой части он ниже среднего;

· четвертая ИК: на гласном центра тон резко восходит, тон постцентровой части также выше среднего;

· пятая ИК: имеет два центра: на гласном первого центра восходящее движение тона, на гласном второго центра или на следующем гласном - нисходящее, тон между центрами выше среднего, тон после центра - ниже среднего;

· шестая ИК: на гласном центра тон восходит, тон посцентровой части выше среднего.

Интонация различает предложения разных типов, отражает нейтр. или субъект. отношение говорящего к содержанию высказывания, передает разнообр. оттенки эмоций. Интонация тесно связана с пунктуацией, хотя, конечно, нельзя ставить знаки препинания, опираясь только на нее.

Например, в предложении: "Усталые дети быстро уснули", может быть поставлена запятая после слова усталые, если определению придать доб. обстоят. значение причины, и тогда его следует выделить интонационно.

Итак, любое высказывание произносится с интонацией. Интонация - явление сложное, она состоит из неск. компонентов:

1) в каждой фразе есть логич. ударение, оно падает на то слово, которое по смыслу самое важное во фразе. С помощью логич. ударения можно уточнить смысл высказывания, например:

а) Завтра мы поедем в театр (а не на следующей неделе);

б) Завтра мы (наш класс, а не другой) поедем в театр;

в) Завтра мы поедем в театр (а не пойдем);

г) Завтра мы поедем в театр (а не в цирк);

2) интонация состоит из повышений и понижений голоса - это мелодика речи. Она в каждом языке своя;

3) речь протекает ускоренно или замедленно - это образует ее темп;

4) интонацию характеризует тембр речи, зависящий от целевой установки;

5) пауза - остановка, перерыв в движении тона - бывает всегда на границе фраз, но может быть и внутри фразы.

Очень важно делать паузы в нужном месте, так как от этого зависит смысл высказывания: Как удивили его слова / брата! Как удивили его / слова брата! Паузы бывают логическими (смысловыми) ипсихологическими (диктуемыми чувствами).

Интонация и её компоненты.

    Понятие интонации; интонация и просодия.

    Компоненты интонации.

    Функции интонации.

1. Понятие интонации.

По определению Льва Рафаиловича Зиндера интонация – ритмомелодический рисунок речи, сложное единство 1) речевой мелодики (движение основного тона), 2) ритма (соотношение сильных и слабых, долгих и кратких слогов), 3) темпа (интенсивности), 4) тембра речи, 5) фразового и логического ударения, 6) пауз (паузировка обязательна в интонации).

Итак, мы видим, что большинство исследователей считают компонентами интонации изменение высоты тона, фразовое ударение, ритм, темп и тембр. Д. Джоунз, Л.В. Щерба, Р.Ладо и Ч. Фриз рассматривают в качестве компонентов интонации всего лишь один-два элемента: изменение высоты основного тона и фразовое ударение или изменение высоты основного тона и ритм. Таким образом, все исследователи считают изменение высоты основного тона важнейшим компонентом интонации, что полностью соответствует первоначальному значению термина «интонация» и не может вызывать никаких возражений.

Интонация и просодия .

Термин «просодия» используется как общее название для сверхсегментных свойств речи: высоты тона, длительности, громкости.

Просодия имеет акустический, перцептивный и лингвистический (функциональный) аспекты.

Все аспекты взаимодействуют и могут быть рассмотрены как различные стороны одного явления. Для обозначения просодических единиц каждого аспекта существует специальная терминология. При рассмотрении акустического аспекта выделяются частота, интенсивность, время. Для обозначения просодический единиц перцептивного аспекта приняты термины высота тона, громкость, длительность. Функциональный аспект располагает понятием многокомпонентной интонации.

2. Рассмотрим компоненты интонации.

Фразовое ударение – выделение слова на фоне других слов. Это достигается произнесением ударяемых слов с большим выдыхательным толчком и мускульным напряжением, чем неударных, а также изменением тона и повышением длительности ударных слогов в слове предложения. Оно существует во фразе в нескольких видах: синтаксическое – ядро фразы – тот слог, где голос движется вверх или вниз, оно показывает коммуникативный тип высказывания (команда, вопрос, утверждение, просьба) тяготеет к концу фразы;

логическое – появляется во фразе в силу превалирующей роли смысла;

эмфатическое – связано с эмоциональной стороной речи (вкладываем не разум, а эмоции). Достигается за счет силы громкости.

Темп (длительность) – скорость произнесения тех или иных отрезков речи, которая зависит от индивидуальных характеристик говорящего, стиля произношения. Темп, как и другие компоненты интонации, играет важную роль в передаче информации:

Выполняет структурную роль в формировании единиц речи (синтагм, фраз, сверхфразовых единиц, строк, строф). Начало и конец единиц речи обычно характеризуется замедлением речи.

При помощи темпа (чаще замедленного) выделяются наиболее важные участки высказывания.

Передает эмоционально-модальную информацию. Эмоциональная речь характеризуется отклонением темпа в сторону убыстрения либо замедления. Например, выражение горя, страха, безразличия характеризуются большей скоростью, чем выражение печали, презрения. Высказывания, выражающие сдерживаемые эмоции тяготеют к замедлению темпа, несдерживаемые - к убыстрению.

Ритм (тесно связан с темпом) – повторение ударных слогов в более или менее равные интервалы времени. Темп и ритм является времен’ными (темпоральными) компонентами интонации. Ритмичность достигается тем, что акцентируемые слоги выделяемых по смыслу слов появляются в речи через относительно равные временные отрезки, вычленяя ритмические группы, выполняя, т.о. функцию организации ритма в речевом контексте. Организующая функция ритма проявляется не только в его способности дробить временной континуум на относительно равные временные отрезки, но также и в том, что он способен объединять более мелкие единицы ритма (ритмические группы) в более крупные → в синтагмы, синтагмы → во фразы, фразы во сверхфразовые единства, сверхфразовые единства в → целый речевой контекст.

Тембр – специальная окраска голоса, эмоционально-экспресивное отношение говорящего. С физической точки зрения тембр – это колебание различной частоты, образующие совокупность обертонов. В речи тембр выполняет две функции: он дает возможность различать по голосу говорящих и выступает как индикатор эмоционального состояния говорящего, благодаря этому высказывание приобретает необходимую эмоциональную окраску.

Пауза – акустический нуль, прекращение артикуляции, может быть резким переломом в мелодике. Наша речь представляет собой связный звуковой поток, расчленяемый паузами на большие или меньшие отрезки. Пауза может быть сделана лишь после того, как произнесена какая-то группа слов или одно слово, представляющее собой смысловое единство, и в тоже время синтаксическое единство, то есть объединенные общим смыслом и синтаксической связью.

Компоненты интонации проявляют себя в двух аспектах:

    Коммуникативном – интонация сообщает - является ли высказывание законченным или незаконченным, содержит ли вопрос или ответ, просьбу или команду; представляет коммуникативные типы высказывания: повествовательные, восклицательные, вопросительные, побудительные. Характерно для русской интонационной системы.

    Эмоциональном – в любой интонации обязательно заключена определенная эмоция, отношение говорящего к высказыванию – это модальность. Интонация всегда модальна. Характерно для английской интонационной системы.

3. Функции интонации.

1) Основная функция интонации – функция организации и членения речевого потока .

Представим последовательность слов, лишенных интонационных показателей (пауз, мелодии и др. показателей). Peter said brother is ill today we must send for the doctor. (отсутствие знаков препинания подчеркивает отсутствие интонации как суперсегментного средства).

Эта последовательность звучит неестественно и малопригодна для понимания, так как в ней содержится ряд трактовок, связанных с различным пониманием.

Усовершенствуем эту последовательность, используя паузы. Так, чтобы в один сегмент входили слова, наиболее тесно связанные по смыслу. Группируя слова с помощью пауз по-разному, мы получим различное понимание примера.

′Peter said ׀ Brother is ill today.׀׀ We must send for the doctor.

′Peter said ׀Brother is ill.׀׀ Today we must send for the doctor

Peter, ׀ said brother, ׀ is ill today. ׀׀We must send for the doctor.

2) В естественной речи связь между соседними отрезками может быть менее или более тесной. Простейший способ отразить это заключается в использовании пауз разной длительности: unit pause, double pause, treble pause) например: Brother is ill today. // We must send for the doctor.

В первом варианте мы имеем дел с последовательностью двух относительно самостоятельных предложений. (││) такая пауза – разделяющая. Краткая пауза (│) отражает тесную связь между частями сложного высказывания – связывающая.

Различия в характере пауз используются интонацией в функции выражения степени связи между единицами членения.

3) Функция оформления и противопоставления типов высказывания. Мелодика используется в качестве основного средства для оформления отрезков речи, выделенных паузами. Появляется возможность передачи принципиально иной информации, в частности информации о типе высказывания (вопрос, сообщение, побуждение, закончено ли сообщение и т.д.).

Brother is leaving. For Moscow.

Brother is leaving. – For Moscow?

С помощью мелодики выражаются основные коммуникативные типы высказывания.

4) Дистинктивная функция реализуется в противопоставлении одинаковых последовательностей слов с различными интонационными моделями. На уровне интонационной группы, фразы и текста. Например: If Mary comes │ let me → know at once.

Ожидается, что придет несколько людей, но говорящего интересует Мери.

If Mary comes │ let me → know at once. (Ждут только Мери и никого больше).

Итак, выделяют 4 функции интонации. Все они связаны со смысловым строем предложения и относятся к сфере лингвистики.

5) Несомненно, интонация связана с выражением эмоций человека, так что еще одну функцию интонации можно назвать функцией выражения эмоциональных значений и оттенков (модальность). Тон «падение + подъем» выражает контраст, недосказанность. Каждый мелодический рисунок добавляет свои оттенки значения.

Например: When did you come? – Now (невозмутимо, беспристрастно)

Now (заинтересовано)

Now (поддерживание разговора)

You are to do it right now. – Now? (очень удивленно)

Мелодика.

Главным компонентом является мелодика, т. е. изменение высоты тона на протяжении высказывания. Этот компонент настолько важен, что иногда его полностью отождествляют с интонацией и называют интонацией в узком смысле слова, например говорят о вопросительной, восклицательной, утвердительной и т. д. интонации. Кроме того, поскольку голос является «материальным носителем» мелодических изменений, мелодику (и интонацию в целом) часто ошибочно отождествляют с голосом, например, говорят о «нежной, грубой, жесткой и т. п. интонации», приписывая ей свойства, которыми характеризуется именно голос.

При всем многообразии потенциально возможных мелодических изменений для русского языка важны два основных типа мелодики: нисходящая и восходящая.

Нисходящая мелодика характеризуется понижением высоты голоса и используется в повествовательных и побудительных предложениях, а также в вопросительных предложениях с вопросительным словом и некоторых типах восклицательных предложений.

Восходящая мелодика характеризуется повышением высоты тона и свойственна вопросительным предложениям без вопросительного слова (общий вопрос), а также реализуется в неконечных частях распространенного высказывания и некоторых восклицательных предложениях.

Безусловно, в звучащей фразе реализуются и другие типы мелодических изменений, например восходящее-нисходящее или нисходяще-восходящее, возможны также отрезки речи, характеризующиеся ровным движением тона.

Основными показателями, с помощью которых оценивается характер мелодических изменений во фразе, являются интервал изменения тона, а также общий тональный диапазон фразы. Интервал - это величина изменения тона (повышения или понижения). Так, общий вопрос характеризуется большим интервалом повышения тона по сравнению с тем, которое происходит в незавершенных частях высказывания. Считается, что величина интервала изменения тона определяет экспрессивную окраску фразы.

Тембр - это специфическая (сверхсегментная) окраска речи, придающая ей те или другие экспрессивно-эмоциональные свойства. Тембр рассматривается как очень важное, но дополнительное средство обогащения мелодики речи и органически связан с ней, обусловливает ее. У каждого человека есть свои особенности звучания речи, связанные с устройством и работой его речевого аппарата, характером звуков его голоса. По совокупности этих признаков, даже не видя человека, можно узнать, что говорит именно он.

Но окраска речи может меняться, отклоняться от обычной нормы, в зависимости от эмоций. Чем сильнее эмоции, тем больше отклонений от обычного звучания. Выразительность речи и сообщается этим отклонением. «Если вы больны, плохо настроены, наоборот, счастливы и веселы,- обо всем этом «расскажет» тембр вашего голоса. Если вы активны в выражении мысли, если ваши эмоции не скрыты,- снова прежде всего тембр об этом доведет это «до сведения» вашего собеседника». Причины этого могут быть разные, зависящие или не зависящие от воли говорящего.

Тембр голоса как компонент интонации выполняет главным образом экспрессивную функцию, придавая речи эмоциональность и выразительность. Интонационный тембр определяется состоянием голосовых связок, а именно их конфигурацией и степенью напряженности.

Темп речи - скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов). В фонетических исследованиях для характеристики темпа используют длительность звуков, на практике же пользуются показателем количества звуков (слогов, слов), произнесенных за единицу времени (секунду или минуту). Физиологическая закономерность изменения темпа речи на протяжении высказывания состоит в том, что в конце высказывания темп, как правило, медленнее, чем в начале. Темп должен быть средним, избегать больших пауз - они раздражают аудиторию, особенно хорошо подготовленную. Паузы до и после важных мест (готовят к восприятию информации и призывают обдумать). Это не молчание, это эффективный элемент нашей речи. Пауза может привлечь внимание, усилить акцент на нужной фразе. Паузы дают возможность думать во время речи и контролировать слова. Темп речи выполняет важные смысловые функции. Он служит средством:

  • 1. Выражения степени важности содержания (более важное содержание характеризуется медленным темпом, а менее важное - быстрым темпом);
  • 2. Привлечения внимания слушающего (посредством замедления темпа);
  • 3. Облегчения понимания и запоминания (более медленный темп дает слушающему время понять и запомнить воспринимаемое содержание);
  • 4. Выражения эмоционального состояния говорящего (эмоциональные состояния, активизирующие деятельность человека, - как правило, положительные эмоции, - ускоряют темп, а эмоциональные состояния, снижающие активность, - отрицательные эмоции - замедляют его);
  • 5. Придания речи выразительности (с помощью ускорения или замедления темпа в речи отражается скорость событий, действий, о которых рассказывает говорящий; аналогично в случае, когда имитируется темп речи других лиц).

Средним значением темпа речи считается скорость произнесения, равная приблизительно 120 словам в минуту.

Малоподготовленные ораторы, не владея темпо-ритмом речи, пытаются компенсировать этого недостаток громкостью, начинают кричать, поднимая силу каждого предложения по сравнению с предыдущими: их речь становится монотонно-громогласной и ее качество не только не улучшается, но еще более ухудшается.

Тональный диапазон - это разность между минимальной и максимальной высотой тона в пределах высказывания. Как мы уже говорили, величина тонального диапазона характеризует прежде всего голос, однако использование в речи всех возможностей тонального диапазона способствует повышению ее выразительности.

Если интервалы изменения тона незначительны или если речь характеризуется небольшим тональным диапазоном, то у слушателей возникает ощущение монотонности речи. По мнению психологов, у человека, слушающего монотонную речь, включается охранительное торможение нервной системы, что приводит к рассеиванию внимания и утомлению. Информация, преподнесенная монотонно, воспринимается слушателями более придирчиво, критично, самые сильные аргументы расцениваются как неубедительные, примеры кажутся невыразительными. Человека, говорящего таким тоном, начинают подозревать в безразличии к обсуждаемой проблеме и партнерам.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...