Слово писать в каком случае будет подлежащим. Тире между членами предложения

Курс пунктуации новой школы основан на интонационно-грамматическом принципе, в отличие от школы классической, где интонация практически не изучается. Хотя в новой методике используются классические формулировки правил, но они получают дополнительное смысловое и интонационное обоснование. В целом новый метод основан на знании грамматики и позволяет расставлять знаки препинания без заучивания формальных правил, в том числе наилучшим образом выражая авторскую семантику текста.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Грамматический метод обучения русскому правописанию. Книга 2. Лекции по пунктуации (Н. П. Киреева) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Лекция 1. Тире между подлежащим и сказуемым

Вступление

В этой теме много частных правил, но – увы! – их знание в большинстве случаев не позволяет однозначно решить задачу: на каждое «тире надо ставить» находится «тире можно не ставить».

Однозначная постановка тире нужна только при наличии специальных слов связок ЭТО, ВОТ, ЗНАЧИТ, ЭТО ЗНАЧИТ. Поэтому для понимания темы требуется знание факторов , влияющих на постановку тире (способ выражения подлежащего и сказуемого, наличие частиц, союзов и вводных слов между ними, стиль речи, желание автора поставить авторское тире и др.).

И была бы тема достаточно сложной, если бы не возможности интонационного анализа. Пауза и повышение голоса перед паузой с логическим выделением подлежащего – вот наилучшие ориентиры для выбора тире.


Материал включает следующие разделы:

1. Тире между подлежащим и составным именным сказуемым

2. Тире между подлежащим и сказуемым (сложные варианты)

3. Эллиптические и неполные предложения

Тире между подлежащим и составным именным сказуемым

Раздел включает следующие темы:

1. Основные положения

2. Правила постановки тире при наличии слов-связок

3. Различные способы выражения подлежащего и сказуемого

4. Отсутствие тире «при заполнении паузы» между подлежащим и сказуемым

Тема 1. Основные положения

§1. СОВРЕМЕННАЯ ГРАММАТИКА О СОСТАВНОМ ИМЕННОМ СКАЗУЕМОМ

(ПОЧИТАЕМ, ЧТО ПИШУТ)

1. Определение

Составное именное сказуемое состоит из двух частей :

А) глагола-связки в спрягаемой форме;

Б) именной части , выраженной прилагательными, наречиями, существительными или числительными.

2. Глагол-связка

Связка выражает значение времени и модальности (предикативность), а также различные дополнительные значения : становление, обнаружение, проявление признака, а также движение, положение:

Снег стал сильнее.

Это кажется странным.

Он пришел усталый.

3. Виды связок

Незнаменательной связкой является глагол БЫТЬ , который в форме настоящего времени представлен нулевой формой:

Декабрь – начало зимы.

День холодный.

Но: день был холодным (ненулевая связка в прошедшем времени).

Остальные связки являются полузнаменательными (стать, являться, казаться, считаться) или знаменательными (пришел, вернулся, лежал, спал).

4. Субстантивные сказуемые

Тире между подлежащим и именным сказуемым чаще всего ставится при нулевой (пропущенной) связке в том случае, когда именная часть выражена существительным. Такое сказуемое называется составным субстантивным.

Выделяют субстантивные сказуемые со следующими значениями :

А) квалификация/оценка (отнесенность предмета к определенному классу):

Мой сосед – пенсионер .

Экзамен – это проверка знаний ;

Б) отождествление (установление идентичности):

5. Инфинитивные сказуемые

Инфинитивные сказуемые выражаются неопределенной формой глагола :

Наша задача – учиться .

Курить – здоровью вредить .

Инфинитивные сказуемые обозначают не предметы, а ситуации и, как и субстантивные сказуемые, выражают отношение отождествления : в этом случае подлежащее обычно является существительным с отвлеченным понятием, а инфинитивные сказуемые раскрывают это понятие .

Некоторые источники относят инфинитивные сказуемые к составным именным сказуемым , в то время как другие считают такой вариант сказуемого особым видом .


– А зачем нам эти субстантивные и инфинитивные сказуемые? Тире без них не поставишь?

– Да, случается и такое, например при наличии инверсии главных членов в предложении.

Вот, например:

Наш долг – учиться. Учиться – наш долг . Здесь отождествление подлежащего и сказуемого (они взаимозаменяемы, их можно переставить ), поэтому инверсии нет, тире ставится в обоих случаях.

Но: Соседи мои – славные люди . Славные люди соседи мои . Здесь оценочное значение сказуемого, поэтому главные члены определяются однозначно , во втором предложении имеет место их инверсия, тире не ставится.


§2. ГРАММАТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

1. Способы выражения именной части составного именного сказуемого

Составное именное сказуемое состоит из глагольной связки быть в нужной форме и именной части , выраженной существительным, прилагательным, числительным, местоимением, наречием, именным словосочетанием, а также неопределённой формой глагола:

Белый медведь – настоящий хозяин Арктики (существительное)

Море чудесное, синее, нежное (полное прилагательное)

Всё неизвестное величественно (краткое прилагательное)

Правда необычнее вымысла (прилагательное в сравнительной степени)

Мой дядя самых честных правил (словосочетание)

Вишнёвый сад – мой ! (местоимение)

Большая Медведица – семь ярких звёзд (счётный оборот)

Жизнь прожить – не поле перейти (инфинитив)

Примечание

В приведенных примерах глагольная связка быть в форме настоящего времени отсутствует.

2. Слова-связки

Между подлежащим и составным именным сказуемым могут находиться специальные слова-связки ЭТО, ВОТ, ЗНАЧИТ, ЭТО ЗНАЧИТ :

Доверие – это ключ к сердцу.

Охранять природу – это значит охранять Родину.

3. Состав подлежащего и сказуемого

Если в состав подлежащего и сказуемого входят зависимые слова , то тире отделяет состав подлежащего от состава сказуемого:

Говорить с вами – только слова тратить.

Его пример – другим наука.


§3. ОБЩИЙ ПРИНЦИП РЕШЕНИЯ (ВЗГЛЯД СВЕРХУ)

1. Тире на письме обозначает паузу в устной речи

Между подлежащим и составным именным сказуемым во многих случаях ставится тире . Постановка тире между подлежащим и сказуемым соответствует паузе в устной речи в соответствии со следующей интонационной схемой: повышение тона – увеличенная пауза – понижение тона.

2. Знаки препинания при наличии связок

При наличии глагольной связки ЕСТЬ пауза отсутствует и тире не ставится. При наличии слов-связок ЭТО, ЗНАЧИТ, ЭТО ЗНАЧИТ тире ставится всегда (это особого вида предложения с именительным темы, которые рассматриваются ниже).

3. Знаки препинания при отсутствии связок

При отсутствии слов-связок или глагольной связки постановка тире зависит от того, какой частью речи выражены подлежащее и сказуемое.

Тире ставится в том случае, когда синтаксическая роль главных членов может вызвать затруднение (например, когда подлежащее и сказуемое выражены существительным в И.п.):

Лес – ценнейшее сырьё .

Если грамматическая роль главных членов очевидна (например, для признакового сказуемого), то тире между подлежащим и сказуемым обычно не ставится :

Дождик мелкий, холодный .

При отсутствии слов-связок или глагольной связки возможна авторская постановка тире, если необходимо выделить подлежащее или сказуемое:

Пояснение (обратим внимание!)

При наличии паузы (и тире) интонационное ударение падает и на подлежащее, и на сказуемое, а при отсутствии паузы интонационным (и смысловым) центром высказывания становится сказуемое.

Тема 2. Правила постановки тире при наличии слов-связок

Следует различать предложения со словами-связками ЭТО, ВОТ, ЗНАЧИТ и предложения с глагольной связкой ЕСТЬ (слово «связка» в этой теме встречается два раза, но это не одно и то же).


§1. НАЛИЧИЕ СЛОВ-СВЯЗОК ЭТО, ВОТ, ВОТ ЧТО, ЗНАЧИТ, ЭТО ЗНАЧИТ (ПАУЗА И ТИРЕ)

1. Обязательная постановка тире

Тире между подлежащим и именной частью сказуемого ставится в обязательном порядке при наличии специальных слов-связок ЭТО, ВОТ, ЗНАЧИТ (или сочетаний из них), при этом подлежащее и сказуемое могут быть выражены различными частями речи:

Слово-связка ЭТО

Семь лет – это много в жизни одного человека.

Доверие – это ключ к сердцу

Слово-связка ВОТ

Точность и краткость – вот первые достоинства прозы.

Слово-связка ЗНАЧИТ

Любить – значит страдать.

Знать много языков – значит иметь много ключей к одному замку.

Слово-связка ЭТО ЗНАЧИТ

Охранять природу – это значит охранять Родину.

Слово-связка ВОТ ЧТО

Доверие – вот что всегда важно.

2. Предложение с именительным темы

Предложения со словами-связками можно рассматривать как предложения с именительным темы , при этом:

А) на первом месте стоит слово с предметным значением – именительное темы ;

Подобное рассмотрение предложений со словами-связками особенно удобно в том случае , если связка ЭТО употреблена в косвенном падеже и является дополнением:

Всегда говорить правду – на это способен не каждый.

Особая грамматическая форма подобных предложений является причиной обязательного употребления тире перед словом-связкой.

3. Слова-связки ЗНАЧИТ, ЭТО ЗНАЧИТ

Слова-связки ЗНАЧИТ, ЭТО ЗНАЧИТ следует отличать от других значений этих выражений, а это не так просто. Будьте внимательны!

А) Вводное слово ЗНАЧИТ :

Ведь это, значит , вы её совсем загубить хотите, Борис Григорьич!

Б) Вводное слово ЗНАЧИТ в роли союза или в составе союза

Слово ЗНАЧИТ может выступать в роли союза в БСП или входить в состав союза ЕСЛИ… ЗНАЧИТ , РАЗ… ЗНАЧИТ в СПП:

Послал он мне крест – значит , меня он любит (БСП).

Раз вы читаете это мое письмецо, значит , я вас уже покинул (СПП).

В) Глагол ЗНАЧИТ

Это значит , сударь, что вам наследства вашего не видать никогда.

Г) Парный вариант

Особое внимание следует уделить тем случаям, когда связку сложно отличить от глагола (в обоих случаях «значит» находится между двумя инфинитивам ):

С помощью связки мы отождествляем две ситуации по принципу сравнения или причинно-следственных связей:

Отдать жизнь – это значит посвятить ее людям (слово-связка ЭТО ЗНАЧИТ , тире, пауза).

При использовании глагола «значит» речь идет именно о раскрытии значения слов и выражений. Такая форма обычно используется в предложениях с однородными сказуемыми, когда на глаголы ЗНАЧИТ падает ударение, а пауза после подлежащего отсутствует:

«Отдать жизнь» не значит «умереть», а значит посвятить ее людям (глагол ЗНАЧИТ , нет паузы и тире.)


§2. НАЛИЧИЕ ГЛАГОЛЬНОЙ СВЯЗКИ ЕСТЬ (НЕТ ПАУЗЫ И ТИРЕ)

При наличии глагольной связки ЕСТЬ пауза не делается и тире не ставится:

Книга есть лучший подарок.

Простота есть необходимое условие прекрасного.

Искусство есть мышление в образах.

Пушкинская сказка есть прямая наследница сказки народной.

Смех, жалость и ужас суть три струны нашего воображения (глагольная связка суть ).

Тема 3. Различные способы выражения подлежащего и сказуемого

При отсутствии слов-связок или глагольной связки постановка тире между подлежащим и именной частью сказуемого зависит от того, какой частью речи они выражены.

§1. ПОСТАНОВКА ТИРЕ (НАЛИЧИЕ ПАУЗЫ)

1. Общий принцип решения

Тире ставится, если необходимо отделить состав подлежащего от состава именного сказуемого . В этом случае подлежащее и сказуемое обычно выражены существительным в начальной форме, неопределенной формой глагола или числительным.


– А почему?

– В этих случаях без тире и паузы сложно определить грамматическую роль названных слов.


2. Сочетания существительного в И.п. и неопределённой формы глагола

Тире ставится, если подлежащее и сказуемое выражены существительным в И.п. или неопределённой формой глагола в различных сочетаниях:

Поэзия – моя держава .

Самые счастливые люди – невежды, а слава – удача .

Поэзия - та же добыча радия.

Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России.

Задача искусства – исследовать человеческую душу.

Лучший способ избавиться от врага – сделать его своим другом.

Производить эффект – их наслаждение .

Находить приметы – очень увлекательное занятие .

Говорить не думая – стрелять не целясь.

3. Слова в значении существительного

Подлежащее или сказуемое может быть выражено другой частью речи в значении существительного (субстантивным словом) – прилагательным, причастием, числительным, местоимением:

Главное – не ранить душу ребёнка.

Цикл «На поле Куликовом» – лучшее , что написал Блок о Родине.

Комическое – смешное в жизни или в искусстве.

4. Варианты с числительным

Подлежащее или сказуемое может быть выражено числительным или счётным оборотом :

Трижды три – девять.

Пять и два – семь .

Длина Волги – 3688 километров .

Средняя скорость ветра – пять метров в секунду.

Двадцать семь – моё роковое число.


§2. ТИРЕ НЕ СТАВИТСЯ (НЕТ ПАУЗЫ)

1. Общий принцип решения

Тире не ставится, если состав подлежащего и именного сказуемого определяется однозначно (по принципу предмет – его признак или местоимение – его предмет/признак). В этом случае возможны два варианта:

А) именная часть сказуемого выражена прилагательным или наречием,

Б) в роли главных членов предложения выступает местоимение.

При отсутствии паузы и тире интонационным центром высказывания является сказуемое.

2. Признаковое сказуемое

Тире не ставится , если сказуемое выражено прилагательным (полным, кратким, сравнительной степенью), причастием, наречием, именным словосочетанием , то есть имеет признаковый характер:

Эта гора величайшая в мире.

Погода несносная , дорога скверная , ямщик упрямый .

Этот вопрос самый главный .

Жизнь коротка , искусство долговечно .

Дома новы , да предрассудки стары .

Облетевший тополь серебрист и светел .

На чужой стороне родина милей вдвойне.

Правда необычнее вымысла.

Живая собака лучше мёртвого льва.

Судить человека в немилости легко .

Спина у акулы синего цвета .

Обитатели Горюхина большей частью роста среднего .

Мой дядя самых честных правил .

3. Местоимение в роли подлежащего или сказуемого

Тире не ставится, если подлежащее или сказуемое является местоимением (личным, указательным, вопросительным, относительным):

А) личное местоимение в роли подлежащего:

Я честный человек и никогда не говорю комплименты.

Мы хозяева нашей природы.

Я ужасно рада, что ты мой брат.

Не правда ли, что мы краса долины всей?

Б) в том числе тире не ставится в параллельных конструкциях при выделении сказуемого , а не подлежащего с помощью интонационного ударения:

Я свет весны, а ты усталый холод .

Я златоцвет , который вечно молод, а ты песок на мертвых берегах.

Он порча, он чума, он язва здешних мест.

В) вопросительное или относительное местоимение в роли сказуемого:

Это удивительный человек .

Это ваше частное дело .

Кто эти люди ?

Скажи мне, кто твой друг .

Тема 4. Отсутствие тире при заполнении паузы между подлежащим и сказуемым (условное название)

§1. ТИРЕ ОТСУТСТВУЕТ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ СПОСОБАХ ЗАПОЛНЕНИЯ ПАУЗЫ

(Сказуемое при этом выражено существительным в И.п.).

1. Общий принцип решения

Если между подлежащим и именной частью сказуемого находится служебное слово (союз, частица), вводное слово, а также дополнение или обстоятельство, отнесенное ко всему предложению (а не входящее в состав подлежащего или сказуемого), то пауза не делается и тире не ставится (пауза как бы заполняется одним из перечисленных слов).

В этом случае общее слово выступает в качестве разделителя между подлежащим и сказуемым.

2. Практические примеры

Частица НЕ

Офицер этот не чета вам.

На тебя заглядеться не диво.

Небольшой снегопад не помеха для охотника.

Россия не Петербург, она огромная.

Дружба не услуга, за неё не благодарят.

Другие частицы

Март только начало весны.

Малайские жилища просто сквозные клетки из бамбука.

Союзы

Цветущая верба среди елей как луч света в тёмном царстве.

Земная слава как дым, не этого я просила.

Ветви деревьев точно стволы прекрасного храма.

Утром на полях одуванчики словно живое золото.

Воображение тоже великий дар природы.

Приезд его на Кавказ также следствие его романтической фантазии.

Ртуть тоже металл.

Вводные слова

Практичность, по-моему , очень похвальное слово.

Книга, может быть , самое великое чудо.

Парк, как известно , неотъемлемая часть усадьбы.

Наречие или дополнение, отнесенное ко всему предложению

Необдуманный поступок вообще шаг опасный.

Литература всегда учебник жизни.

Это спокойствие часто признак великой, хотя скрытой силы.

Туризм для меня лучший отдых.

Стихи для вас одна забава.

Отец у меня золотой человек.


§2. 0СОБЕННОСТИ РЕШЕНИЯ (ПАУЗА И ТИРЕ СОХРАНЯЮТСЯ)

1. Дополнение или обстоятельство в составе подлежащего или сказуемого

Если дополнение или обстоятельство входят в состав подлежащего или сказуемого, то пауза делается и тире ставится (в этом случае тире разделяет состав подлежащего и сказуемого):

Дождь летом – одно удовольствие.

Минута с ней – небесный рай.

Самая лучшая защита для меня – ясное спокойствие души.

2. Именная часть выражена неопределенной формой глагола

Пауза и тире при наличии служебных слов, а также общих обстоятельств и дополнений, сохраняются, если именная часть выражена неопределенной формой глагола.

В этом случае служебные слова, дополнения и обстоятельства входят в состав группы подлежащего или сказуемого:

Учёного учить – только портить .

О решённом говорить – только путать .

Жизнь прожить – не поле перейти .

Деточек воспитать – не курочек пересчитать .

Чай пить – не дрова рубить.

Твоя задача – не поддаваться соблазнам.

– А почему для инфинитива нужно особенное решение?

– Без тире синтаксическая конструкция будет неясной, например: «задача не поддаваться соблазнам» – это словосочетание (инфинитив в роли определения), а «о решенном говорить, только путать» – очень похоже на однородные сказуемые.

Проверка правильности постановки тире делается по наличию паузы в устной речи.


§1. ПОСТАНОВКА ТИРЕ ПРИ НАЛИЧИИ УСТОЙЧИВЫХ ОБОРОТОВ

Внимание! У этой темы несколько решений!

1. Фразеологический оборот в роли сказуемого

Если именная часть сказуемого выражена фразеологическим оборотом , то тире между подлежащим и сказуемым ставится (в случае обычного именного словосочетания тире и пауза отсутствуют):

Сапожки – что тебе зеркало !

Сыновья – один к одному.

Заработок теперь у него – будь здоров .

Его тактика – разделяй и властвуй .

Мы думали, что он спит, а он – ушки на макушке.

А крыльцо – дай бог иному князю !

Именное словосочетание в роли сказуемого, нет тире (для сравнения):

Поля и леса в белом убранстве .

Вся мебель из жёлтого дерева , очень старая.

У окна стол овальной формы .


2. Всё предложение является устойчивым оборотом

Если всё предложение является устойчивым оборотом или пословицей, то тире ставится по общим правилам:

Сущ. в И.п. + сущ. в И.п.

Чужая душа – потёмки.

Сноровка и умение – в беде спасение.

В том числе при параллельной интонации и наличии пауз:

Свой глаз – алмаз, чужой – стекло.

Ученье – свет, а неученье – тьма.

Слово – серебро, а молчанье – золото.

Частица НЕ

Бедность не порок. Сердце не камень.

3. Неразложимое сочетание подлежащего и сказуемого (нет паузы и тире):

Грош цена твоим словам. Дело дрянь .


§2. ИНВЕРСИЯ ПОДЛЕЖАЩЕГО И СКАЗУЕМОГО

А вот и инверсия!

1. Общий принцип решения

В случае инверсии подлежащего и сказуемого правило постановки тире меняется на противоположное (такое изменение обозначает нестандартную синтаксическую конструкцию).

2. Нет паузы и тире (это инверсия подлежащего и сказуемого – перед нами оценка/квалификация, а не тождество):

Какая радость в дни войны отъединиться от погоды!

Славное место эта долина!

Прекрасный человек Иван Иванович.

3. Делается пауза и ставится тире (обычно при наличии союза тире не ставится):

Ночь крещенская морозна, будто зеркало – луна.


§3. ДРУГИЕ ИСКЛЮЧЕНИЯ (ТИРЕ НЕ СТАВИТСЯ)

В разговорном стиле и в специальной литературе пауза между подлежащим и сказуемым отсутствует и тире не ставится. Тоническое ударение в этом случае падает на сказуемое.

1. Разговорный стиль (вариант И.п. – И.п.)

Мой отец врач .

Мой брат журналист .

– А почему в разговорном стиле не ставится тире?

– Вообще говоря, оно может не ставиться, всё зависит от коммуникативного значения сообщения, то есть от конкретной ситуации общения.

Сравнить диалоги:

– Кто твой брат? – Мой брат журналИст, он работает в редакции (ударении на сказуемом, нет паузы и тире).

– Мой брат учится в школе. – А мОй брат – студент (ударение на определении, отнесенном к подлежащему, пауза, тире ставится).

2. Специальная литература:

Максимальная дальность действия прибора два километра .

Стоимость товара пять тысяч рублей .

Температура плавления золота 1063 градуса .


1. Общий принцип решения

Авторская постановка тире (не соответствующая изложенным правилам) возможна в том случае, когда автор меняет интонационную схему предложения и тем самым вносит в сообщение дополнительные оттенки значений.

Чаще всего требуется подчеркнуть значимость подлежащего, тогда между подлежащим и сказуемым в устной речи делается пауза, обозначаемая на письме с помощью тире, а на подлежащее падает интонационное ударение.

А) Местоимение в роли подлежащего

Я – северный ваш друг и брат!

Ты – вечности заложник у времени в плену.

Это – двух соловьёв поединок. Это – древний Сфинкс.

Б) Местоимение или наречие в роли сказуемого

Вишневый сад – мой!

Быть влюблённым – славно !

В) Именное словосочетание в роли сказуемого

Поэты – все единой крови .

Г) Частица НЕ , сказуемое в форме И.п.

Но объяснение – не оправдание.

Боец без шапки – не боец.

Моя любовь – не шутка.

Нет, бытие – не зыбкая загадка!

Д) Союз, частица, наречие

Моя солдатская шинель – как печать отвержения.

Я весь – как взмах неощутимых крыл.

Твои речи – будто острый нож.

Толпа – всегда толпа.

Е) Инверсия подлежащего и сказуемого (выделение сказуемого, стоящего на первом месте)

Славные люди – соседи мои.

Серьезный шаг – женитьба.

Истинное сокровище – русская поэзия.

Удивительное дело – сон.

Да, скифы – мы, да, азиаты – мы, с раскосыми и жадными глазами.

Ж) Параллельная интонация

Постановке тире способствует параллельная интонация предложения при сопоставлении предметов и их признаков (выделение подлежащего, паузы, тире ставится):

Цвет коня – жёлтый , а хвост и грива – коричневые.

Я – внезапный излом, я – играющий гром, я – прозрачный ручей, я – для всех и ничей!

Вы – писатель, я – актриса.

Душа – как парус, душа – как арфа.

От других мне хвала – что зола, от тебя и хула – похвала.

Раздел 2. Тире между подлежащим и сказуемым (сложные варианты)

Раздел включает три темы:

1. Осложнённая связка

2. Осложненное подлежащее

3. Осложненное сказуемое

Тема 1. Осложнённая связка

§1. ОСЛОЖНЁННАЯ СВЯЗКА: ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

1. Определение

Слова-связки ЭТО, ВОТ, ЗНАЧИТ могут иметь при себе союзы (И, КАК ), частицы (НЕ, ТОЛЬКО ), глагольную связку ЕСТЬ, наречия и т. д.

2. Предложения со связкой – это предложения с именительным темы

Как уже говорилось, предложения со словами-связками можно рассматривать как предложения с именительным темы – вернее, частным случаем фигуры речи , которую называют именительным темы.

– А что это за фигура речи?

– Именительный темы – это фигура речи, на первом месте которой стоит изолированное имя существительное в И.п., называющее тему последующей фразы.

Его функция заключается в вызове особого интереса к предмету высказывания и усилении его звучания, например: «Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось, как много в нём отозвалось». (А. С. Пушкин).

В частном случае именительный темы может стоять в начале предложения и отделяться от остальной части предложения с помощью тире.

Таким образом, в предложении со словами-связками на первом месте стоит слово с предметным значением (именительное темы), затем после паузы следует местоимение ЭТО , замещающее указанное слово и фактически играющее роль подлежащего, за которым следует сказуемое: Доверие – это ключ к сердцу.

Приведённая трактовка предложений со словами-связками удобна в особых случаях , а именно:

А) при инверсии связки (связка расположена перед именительным темы):

Удивительный это народ – дети!

Б) при наличии связки в косвенном падеже (в роли дополнения, а не подлежащего):

Признать свои ошибки – на это он не способен.

Фактически все предложения со словами-связками – это предложения с именительным темы , но в них связка ЭТО стоит в И.п. и играет роль подлежащего

3. Общий принцип решения и интонация

Осложнение состава слов-связок способствует постановке тире. Постановка тире на письме соответствует наличию паузы в устной речи в соответствии со следующей схемой: повышение тона – увеличенная пауза – понижение тона.


§2. ОСЛОЖНЁННАЯ СВЯЗКА: РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ

1. Способы осложнения связки

При различных способах осложнения слов-связок ЭТО, ВОТ, ЗНАЧИТ, ЭТО ЗНАЧИТ тире ставится в большинстве случаев:

Одиночество в творчестве – это как одиночество в жизни.

Знаки препинания – это как нотные знаки.

Поэзия – это как памятник, в котором запечатлены лучшие мгновения лучших умов.

Мне казалось, что биология – это и есть моё настоящее призвание.

Цель жизни – это и есть сама жизнь.

Труд и упорство – только это и есть основной путь к счастью.

Единство духа, взглядов, воли – только это и есть настоящее единство.

Сложный мир чувств – это не только удел избранных.

Ум блестящий – не значит ум глубокий.

Оглянуться назад – вовсе не значит отступить.

Хорошо рассуждать о добродетели – ещё не значи т быть добродетельным.

Держать соловья в клетке – ещё не значит заставить его петь.

Быть для кого-то причиной радости или страдания – не самая ли это сладкая пища для нашей гордости?

2. Глагольная связка И ЕСТЬ

В предложениях с глагольной связкой И ЕСТЬ рекомендуется постановка тире только в тех случаях, когда подлежащее достаточно распространено и после него можно сделать паузу :

Способность к творчеству – и есть величайший дар для человека.

Попросить прощения у близкого друга – и есть проститься по-русски.

Но: Это и есть наш новый проект.

Попросить прощение и есть проститься.

3. Инверсия связки ЭТО в составе сказуемого

В предложениях со связкой ЭТО возможна инверсия подлежащего и сказуемого. Такое предложение также можно рассматривать как предложение с обособленным пояснительным членом:

Прекрасное это качество – искренность. (Искренность – это прекрасное качество).

Великое это дело – принять решение.

Философ думал, что это его удел – жить в конуре.

4. Связка ЭТО в косвенном падеже

Слово-связка ЭТО может использоваться в косвенных падежах, в том числе с предлогом:

Понять другого человека – на это требуется особенное свойство души.

Вечно надеяться, никогда не отчаиваться – в этом основное свойство человеческой натуры.

5. Связка ЭТО относится к предложению

Самое важное – это что он сам об этом думает.

Тема 2. Осложненное подлежащее

§1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Постановка задачи

Подлежащее может быть осложнено:

а) определительным оборотом;

б) однородными членами;

в) придаточным предложением;

г) вводным предложением, отнесённым к подлежащему.

2. Общий принцип решения

А) Осложнение подлежащего способствует постановке тире между подлежащим и сказуемым, включая те случаи, при которых оно обычно не ставится (прилагательное в роли сказуемого, местоимение в роли подлежащего, сравнительный союз или частица НЕ между подлежащим и сказуемым).

Б) Постановка знаков препинания при осложненном подлежащем независимая (сочетание запятой и тире, скобок и тире).

В) Постановка тире на письме соответствует наличию паузы в устной речи.


§2. ПОСТАНОВКА ТИРЕ ПРИ ОСЛОЖНЁННОМ ПОДЛЕЖАЩЕМ

При различных способах осложнения подлежащего тире ставится в большинстве случаев (пауза и тире отделяет состав подлежащего от состава сказуемого).

1. Однородные подлежащие, придаточное предложение, определительный оборот:

Жить на земле, душой стремиться к небу – вот человека радостный удел.

Главное, чем знаменита Лапландия, – это то, что здесь живёт Санта-Клаус.

Птицы, зимующие у нас, – это синичка, снегирь.

Человек, равнодушный к родному языку, – дикарь.

Наш век (я не боюсь повториться) – век больших скоростей.

Разработать названия знаков, как разработаны названия цветов, – дело будущего.

2. В том числе тире ставится при различных вариантах «заполнения паузы»:

Озеро, заросшее камышом, – не лучшее место для купания.

Мы , коты, – любознательный народ.

Это кольцо, если сравнивать его с другими, – не самое дорогое.

Радости, которые не сохраняются в памяти, – не настоящие радости.

Облака, плывущие по синему небу, – как прекрасные замки на морском берегу.

Этот сруб, покрытый зелёной крышей, – тоже дом Назимова.

3. Отсутствие тире при заполнении паузы

В качестве исключения тире не ставится, если между подлежащим и сказуемым находится дополнение или обстоятельство, отнесённое ко всему предложению (вариант с заполнением паузы):

Дом, в котором мы живём, давно уже не наш дом.

Тема 3. Осложненное сказуемое

§1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Постановка задачи

Сказуемое может быть осложнено:

а) однородным рядом,

б) определительным оборотом,

в) придаточным предложением, отнесённым к сказуемому.

2. Общий принцип решения и интонация

Осложнение сказуемого способствует постановке тире. При постановке тире в устной речи делается пауза, подлежащее в первой части предложения выделяется с помощью интонационного ударения.


§2. ПОСТАНОВКА ТИРЕ ПРИ ОСЛОЖНЁННОМ СКАЗУЕМОМ

1. При различных способах осложнения сказуемого тире ставится в большинстве случаев , при этом выделяется подлежащее с помощью паузы и интонационного ударения. В том числе тире ставится, если сказуемое выражено прилагательным или местоимением, а также при различных вариантах «заполнения паузы», если это соответствует интонационной схеме предложения:

Я – твой, Россия, твой по роду! Мой предок вел соху в полях.

Ветви стволов – как своды прекрасного храма, возведенного природой .

Но Чацкий и его единомышленники – точно передовые воины, застрельщики и поэтому всегда жертвы.

Слог повести – то блеск молнии, то удар меча .

Печально я гляжу на наше поколение, его грядущее – иль пусто, иль темно.

Женщины и девушки – весёлые, гибкие, с тёмно-синими глазами, тоже бронзовые .

Пьющие утром воду – вялы , как все больные , а пьющие вино вечером – несносны, как все здоровые.

Ведь я – сочинитель, человек, называющий всё по имени .

Искусство получает у Маяковского как бы религиозное качество, оно – пророк, диктующий миру свои законы.

2. Тире не ставится (выделение сказуемого)

В сходных вариантах тире может не ставиться в соответствии с интонацией предложения (нет паузы после подлежащего, интонационным центром являются однородные прилагательные):

Он парень не злой, не жестокий .


§3. СКАЗУЕМЫЕ С ЧАСТИЦЕЙ НЕ

1. Тире ставится (выделение подлежащего)

Для осложненных сказуемых с частицей НЕ (НЕ… А, НЕ и НЕ, НЕ ТОЛЬКО… НО И) делается пауза и ставится тире в том случае, если требуется выделить подлежащее (авторское выделение, значительная распространенность подлежащего, развитие темы подлежащего в последующем тексте):

Наша задача – не отразить атаку врага, а уничтожить противника

Идеал Данко – не борьба против тягостных условий жизни, а мечта освободить человечество от низменных чувств

Социальные темы для поэтессы – не социальный заказ , а крик души.

Стихи – не каприз и не шалость.

Я – не муж, не жених твой, не друг .

Онегин – не холодный, не сухой, не бездушный человек.

Лес – не просто растительность на почве. Лес – ничем не заменимая экологическая система планеты.

Писательство – не ремесло и не занятие . Писательство – призвание .

Профессиональный язык – не просто другие слова . Это другое понятие , другое мышление.

2. Тире не ставится (выделении сказуемого)

При отсутствии паузы смысловым центром высказывания становится сказуемое, тире в этом случае не ставится:

Москва не безмолвная громада камней, составленных в симметричном порядке .

Узнав, что Наумов не инженер, а конногвардеец , она сожалела о том, что высказала свою тайну.

Природа не храм, а мастерская , и человек в ней работник.

Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя земля .

Дятел не только плотник, но и отличный верхолаз.

Народ не только материальная сила, но и источник духовности.

Счастье не только награда за достигнутое, но и сам путь к успеху.

Любовь не вздохи на скамейке и не прогулки при луне.

3. Тире не ставится перед устойчивыми сочетаниями

Тире обычно не ставится перед сочетаниями НЕ КТО ИНОЙ, КАК и НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК (нет паузы и тире, интонационным центром является сказуемое):

Страсти не что иное, как идеи при первом своём развитии.

Такая жизнь не что иное, как эгоизм и лень.

Раздел 3. Эллиптические и неполные предложения

Постановка тире в эллиптических и неполных предложениях зависит от их структуры, также это может быть авторским решением.


Раздел включает две темы:

1.

2. Тире в неполных предложениях

Тема 1. Тире в эллиптических предложениях

§1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Определение

Тире может ставиться в эллиптических предложениях особого построения, состоящих из

(1) подлежащего и (2) дополнения или обстоятельства (сказуемое в таких предложениях всегда отсутствует).


– А разве бывают предложения без сказуемого ? А как же предикативность (время, наклонение), они ведь должны быть обязательно выражены?

– Эллиптические предложения – это особый вид предложений. В них подразумевается действие, но оно может выражаться целой группой глаголов , например: Все в подвал (идите, бегите, прячьтесь).


Эти предложения не считаются неполными , так как они не соотносятся с соответствующими полными предложениями.

В эллиптических предложениях возможно наличие или отсутствие тире между двумя частями предложения.

2. Общий принцип решения

Тире в эллиптических предложениях ставится в следующих случаях :

А) при наличии паузы между первой и второй частью предложения;

Б) при наличии паузы в предложениях с параллельной структурой и интонацией;

В) в лозунгах.

Тире в эллиптических предложениях не ставится в следующих случаях :

А) при отсутствии паузы (часто в поэтической речи);

Б) в назывных предложениях, сходных с эллиптическими.


– Значит, всё зависит от интонации? А как узнать, что в предложении нужно сделать паузу?

– В действительности всё зависит от оттенка смысла, так как с помощью паузы мы выделяем первую часть предложения.


3. Интонация

Постановка тире в эллиптических предложениях соответствует наличию паузы в устной речи, при этом при наличии паузы с помощью логического ударения выделяется первая часть предложения .


§2. ПОСТАНОВКА ТИРЕ В ЭЛЛИПТИЧЕСКОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ ЗАВИСИТ ОТ НАЛИЧИЯ ПАУЗЫ

1. Общий принцип решения

В эллиптических предложениях постановка тире зависит от наличия паузы. Обычно пауза делается в различных описаниях , когда выделяется первая часть предложения, и не делается в поэтической речи.

2. Эллиптические предложения

А) Эллиптические предложения, пауза, тире, выделение первой части:

Обстоятельство – подлежащее

Налево от входа – каменное двухэтажное здание.

Лепятся друг к другу дома. За ними – огороды.

Тихо в комнате просторной, а за окнами – мороз.

Везде – высокие покои, в гостиной – штофные обои.

Подлежащее – обстоятельство

Подлежащее – дополнение:

Так вот в чём прелесть полёта в небо! Она – в паденье!

Живучесть Чацкого – не в новизне идей.

Дополнение – подлежащее:

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперёд.

Б) Эллиптические предложения, нет паузы, тире:

Обстоятельство – подлежащее

Снова в час ночной тучи над землёй.

Посреди небесных тел лик луны туманный.

Весёлые лодки в дали голубой.

Дополнение – подлежащее:

И в жёнах, дочерях к мундирам та же страсть.

3. Эллиптические предложения параллельной структуры

А) Наличие параллельной интонации (чередование повышения и понижения тона) способствует постановке тире:

На полу – ковры, над столом – красивый абажур.

Да здравствует человек, владыка своих желаний! Весь мир – в его сердце, вся боль мира – в его душе!

В степи под Херсоном – высокие травы, в степи под Херсоном – курган.

Во всех окнах – любопытные, на крышах – мальчишки.

Широкий овраг: на одном боку – избы, на другом – усадьбишка.

Б) Однако при отсутствии параллельной интонации (обычно в нераспространённых предложениях) паузы отсутствуют и тире не ставится:

Татьяна в лес, медведь за нею.

4. Тире в лозунгах

В лозунгах всегда ставится тире, что соответствует наличию паузы:

Студентам – знания! За первое место – приз. Прежде всего – деловитость!

Награда – победителю! Забота о детях – прежде всего! Родине – наш труд!


§3. ТИРЕ НЕ СТАВИТСЯ В НАЗЫВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

Эллиптические предложения следует отличать от сходных с ними по структуре назывных предложений , в которых вторая часть является не обстоятельством, а обстоятельственным определением:

Ночь. Тишина. Сияние звёзд на тёмном небе

Цепи синих гор в лучах солнца, туман над долинами.

Кавказ! Долгий путь над пропастью, где шумит река.


– В назывных предложениях сказуемое тоже отсутствует?

– По поводу назывных предложений в лингвистической науке нет единого мнения. Считается, что в этом случае автор выступает в качестве наблюдателя в том времени, которое он описывает.


Сравнить: Прекрасная погода (назывное предложение, констатация факта). – Погода прекрасная (двусоставное предложение, описание пространства ). Соответственно, назывные предложения всегда относятся к конкретному (настоящему) времени, хотя в них и нет сказуемого.

В то же время существует другой метод описания, который фактически отрицает существование назывных (односоставных) предложений. В этом случае считается, что они имеют нулевое сказуемое и входят в парадигму двусоставных предложений следующего вида : Зима. – Была зима. – Будет зима.

Тема 2. Тире в неполных предложениях

§1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Определение

Неполными называются предложения , в которых пропущенные члены можно восстановить по тексту (чаще всего пропускается сказуемое).

По структуре неполные предложения сходны с эллиптическими, но при этом пропущенный член однозначно восстанавливается по предыдущему тексту .

Соответственно, неполные предложения обычно имеют параллельную структуру .

2. Общий принцип решения

Тире на месте пропущенных членов ставится при наличии паузы и параллельной интонации . Тире не ставится, если пауза или параллельная интонация отсутствует .

Два варианта решения можно сравнить на следующем примере с небольшой разницей в грамматике, но разной интонацией:

Тире не ставится (предпочтительный вариант для нераспространенного предложения):

Дни становились длиннЕе, а ночи корОче.

Это ССП с союзом А, здесь две фразы, тоническим ударением выделены только сказуемые.

Тире ставится:

ДнИ становились длиннЕе, нОчи – корОче.

Это БСП, нет союза А, в связи с чем предложение удобно прочитать с параллельной интонацией, сделав паузу в речи, и обозначить ее тире на письме.


§2. ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ ТИРЕ В НЕПОЛНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

1. Тире ставится

Тире на месте пропущенных членов ставится при наличии паузы и параллельной интонации , при этом логическим ударением выделяются пары слов :

МИр освещается солнцем, а человЕк – знанием.

Береги плАтье снову, а чЕсть – смолоду.

Мы почитаем всех нулЯми, а единИцами – себя.

НалЕво шумела забытая ель, напрАво – плакучая ива.

Иван ИвАнович бреет бороду два раза в неделю, а Иван НикИфорович – один раз.

2. Тире не ставится

Тире не ставится, если пауза и параллельная интонация отсутствуют :

Ты делаешь вещи дОлгие, а я корОткие.

Егорушка долго оглядывал егО, а он ЕгОрушку.

Я буду ловИть птиц, а бабушка продавАть.

Я был озлОблен, он угрЮм.


§3. ПОСТАНОВКА ТИРЕ В НЕПОЛНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ПРИ РАСКРЫТИИ ТЕМЫ

1. Постановка задачи

Неполные предложения могут раскрывать предварительно заданную тему (часто после двоеточия в бессоюзном сложном предложении).

2. Решение задачи

Постановка тире в таких предложениях также зависит от наличия параллельной интонации и пауз.

А) Тире ставится при наличии пауз и параллельной интонации (основной вариант):

Три девушки окружали её: однА держала банку румЯн, другАя – коробку со шпИльками, трЕтья – высокий чепец огненного цвЕта.

Тучи заходили с двух сторон: слЕва – почти чЁрная, спрАва – седАя, грохочущая непрерывным грОмом.

Оба они обрадовались: онА – его довЕрию, Он – её готовности понЯть.

Трое ворот вело из города: однИ – на пОлдень, другИе – на сЕвер, трЕтьи – прямо в ОрдУ.

Б) Тире не ставится при отсутствии пауз и параллельной интонации (нераспространенные предложения):

В спальне две маленькие двери: справа в кабинЕт, а слева в коридОр.

1. Тире ставится между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки, если оба главных члена предложения выражены существительными в именительном падеже ,

например: Москва – столица России. Место сбора – плац (Шолохов).

Как правило, тире ставится:

1) в предложениях, имеющих характер логического определения ,

например: Геология – наука о строении, составе, истории земной коры;
2) в предложениях научного или публицистического стиля, содержащих характеристику, оценку предмета или явления,

например: Жизнь – особая форма движения материи, возникающая на определенном этапе ее развития;
3) после однородных подлежащих,

например: Лесть и трусость – самые дурные пороки (Тургенев); Пространство и время – основные формы всякого бытия;
4) для внесения ясности в смысл предложения;

сравните: Старший брат – мой учитель; Старший брат мой – учитель.

Тире обычно не ставится, хотя подлежащее и сказуемое выражены именительным падежом существительного:

а) в простых по составу предложениях разговорного стиля речи,

например: Моя сестра студентка;

б) если между подлежащим и сказуемым стоят сравнительные союзы как, будто, словно, точно, все равно как, все равно что, вроде как и т.п.,

например: Пруд как блестящая сталь (Фет); Ты меж сестер словно горлинка белая промежду сизых, простых голубей (Некрасов); У тебя брошка вроде как пчелка (Чехов); Дома города точно груды грязного снега (Горький).

Отступления от этого правила связаны с желанием автора подчеркнуть оттенок сравнения, содержащийся в сказуемом,

например: Тишина – как льдинка, ее сломаешь далее шепотом (Леонов); Твои речи – будто острый нож... (Лермонтов); ...Такая фраза – все равно что большой шлем в ералаше (Тургенев);

в) если перед сказуемым стоит отрицание не ,

например: Офицер этот не чета вам... (Федин); Аналогия не доказательство. Сравните пословицы и поговорки: Слово не воробей: вылетит – не поймаешь; Бедность не порок; Сердце не камень.

Но тире ставится, если имеет целью логически и интонационно подчеркнуть сказуемое,

например: Но объяснение – не оправдание (Горький); «Кровь людская – не водица» (Стельмах); Жизнь прожить – не поле перейти (пословица);

г) если между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово, наречие, союз, частица,

например: ...Гусь, известно, птица важная и рассудительная (Тургенев).

Сравните наличие или отсутствие тире в зависимости от указанных условий:

Хлопчатник – важнейшая техническая культура. – Хлопчатник, как известно, важнейшая техническая культура (вставлено вводное сочетание).
Кино – самый массовый вид искусства. – Кино по-прежнему самый массовый вид искусства (вставлено наречие).
Кок-сагыз – каучуконос. – Кок-сагыз тоже каучуконос (вставлен союз).
Декабрь – начало зимы. – Декабрь лишь начало зимы (вставлена частица);

д) если перед сказуемым стоит относящийся к нему несогласованный второстепенный член предложения,

например: Степан нам сосед... (Шолохов);

е) если сказуемое предшествует подлежащему,

например: Прекрасный человек Иван Иванович! (Гоголь).

Постановка тире в этом случае подчеркивает интонационное членение предложения на два состава,

например: Славные люди – соседи мои! (Некрасов); Хорошая сторона – Сибирь! (Горький); Психологический курьез – моя мать (Чехов);

б) если подлежащее в сочетании со сказуемым образует неразложимый фразеологический оборот,

например: Грош цена теории, которая фиксирует одни шаблоны (С. Голубов).

2. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если оба они выражены неопределенной формой глагола или если один из главных членов предложения выражен именительным падежом существительного, а другой – неопределенной формой глагола.

Например: Ученого учить – только портить (пословица); Долг наш – защищать крепость до последнего нашего издыхания... (Пушкин).

3. Тире ставится перед словами это, это есть, вот, значит, это значит, присоединяющими сказуемое к подлежащему.

Например: Кремль – это сокровищница русского зодчества, творение великих мастеров, живая летопись многовековой истории (Из газет). Все прошедшее, настоящее и будущее – это мы, а не слепая сила стихий (Горький).

Сравните: Самая поздняя осень – это когда от морозов рябина сморщится и станет, как говорят, «сладкой» (Пришвин) (в роли сказуемого выступает целое предложение).

4. Тире ставится, если оба главных члена предложения выражены именительным падежом количественного числительного или если один из них выражен именительным падежом существительного, а другой – именем числительным или оборотом с числительным.

Например: Значит, девятью сорок – триста шестьдесят, так? (Писемский); Большая Медведица – семь ярких звезд; Удельный вес золота – 19,3 г/см3.

В специальной литературе при характеристике предмета тире в этом случае часто не ставится, например Температура плавления золота 1064,4?; Грузоподъемность крана 2,5 т, вычет стрелы 5 м.

5. Тире ставится между подлежащим, выраженным неопределенной формой глагола, и сказуемым, выраженным предикативным наречием на -о, если между главными членами предложения делается пауза,

например: Готовиться к экзаменам – не так просто (Федин); Уступить – позорно (В. Тендряков); Это очень несносно – переезжать (Гончаров).
Но (при отсутствии паузы): Судить человека в немилости очень легко (Л. Толстой).

6. Тире ставится перед сказуемым, выраженным фразеологическим оборотом,

например: И женщина и мужчина – пятак пара (Чехов); А крыльцо – дай бог иному князю... (А.Н. Толстой).

7. При подлежащем, выраженном местоимением это, тире ставится или не ставится в зависимости от логического выделения подлежащего и наличия или отсутствия паузы после него.

Сравните:
а) Это – начало всех начал; Это – первое выступление актрисы; Это – одиночество (Чехов);
б) Это дом Зверкова (Гоголь); Это сетка для ловли перепелов (Чехов); Это очень сложная проблема.

8. Тире обычно не ставится, если подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое – именительным падежом существительного,

например: ...Я честный человек и никогда не говорю комплиментов (Чехов); Я ужасно рада, что ты мой брат (Л. Толстой); Он порча, он чума, он язва здешних мест (Крылов).

Тире в этом случае ставится при противопоставлении или при логическом подчеркивании сказуемого,

например: Ты – старый ребенок, теоретик, а я – молодой старик и практик... (Чехов); Я – фабрикант, ты – судовладелец... (Горький); Не я, не я, а ты – вредоносный элемент (Федин).

9. Тире не ставится, если один из главных членов предложения выражен вопросительно-относительным местоимением, а другой – существительным в именительном падеже или личным местоимением,

например: Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты.

10. Тире, как правило, не ставится, если сказуемое выражено прилагательным, местоименным прилагательным, предложно-именным сочетанием.

Например: У нее сердце очень доброе, но голова бедовая (Тургенев); Вишневый сад мой! (Чехов). Спина у акулы темно-синего цвета, а брюхо ослепительно белое (Гончаров).

Постановка тире в этих случаях имеет целью интонационно расчленить предложение и облегчить восприятие его содержания,

например: Зрачки – кошачьи, длинные... (Шолохов); Высота возле разбросанных домиков хутора – командная... (Казакевич).

11. В сносках тире отделяет объясняемое слово от объяснения, независимо от формы выражения сказуемого.

Например: Лакшми – в индийской мифологии богиня красоты и богатства; Апис – у древних египтян считается священным животным.

Знаки препинания - это своеобразные маркеры. Кто их придумал и какова роль этих пунктуационных единиц помимо очередного повода для снижения отметки учеников за их неправильную расстановку в диктанте? А ведь благодаря таким элементам письменности достигается восприятие текста и эмоциональный посыл. Быть грамотным человеком сегодня простонеобходимо. Поэтому знания элементарных норм пунктуации и орфографии необходимы всем. Тире между подлежащим и сказуемым - примеры, исключения, правила будут рассмотрены в этой статье.

Смысловые центры предложения (СЦП)

Первоначально ознакомившись с названием данной публикации, человек, давно окончивший школу, скорее всего, начинает судорожно вспоминать о членах предложения. И вряд ли сразу приходят на ум примеры предложения с тире между подлежащим и сказуемым.

Связанное по смыслу соединение слов, имеющее интонационную законченность, называется предложением, совокупность которых формирует текст. Каждое подобное высказывание повествует о каком-то предмете или субъекте. Задав вопросы, присущие именительному падежу - «что?», «кто?», - можно определить первое составляющее грамматической основы высказывания - подлежащее. То есть оно является частью смыслового центра предложения. «Сотрудники ремонтного цеха завершили подготовку оборудования к зиме». В данном варианте «сотрудники» являются предметом сообщения. Речь идет о работниках ремонтного цеха.

Определившись, о ком идет речь в предложении, необходимо выделить действие, совершаемое предметом высказывания. Оно выражается сказуемым. Возникает логичный вопрос в рассматриваемом примере - «Что сделали сотрудники?» - завершили подготовку оборудования. Сказуемым выступает «завершили» и считается вторым смысловым центром предложения.

Функция тире

В русскую письменность знак, определяющий молчание, смысловое отделение, ввел историк Н. М. Карамзин. Хотя бытует мнение, что в русской печати пунктуационная единица впервые появилась в 60-е годы, а Николай Михайлович лишь способствовал ее популяризации.

В современном русском письме тире между подлежащим и сказуемым - правило пунктуации, которое знает каждый пятиклассник. Основное назначение знака:

  • Разделительная функция. Смысловое отделение частей высказывания и заполнение знаком исключенных членов предложения. Я пошла по маковому полю налево, а Андрей - направо . Здесь пропущено во второй части высказывания сказуемое «пошел». В качестве разделительной функции выступает тире между подлежащим и сказуемым. Примеры: Киев - столица Украины, место сбора - актовый зал . В первом случае Киев - это подлежащее, а столица - сказуемое. Оба члена предложения выражены существительным. Это и является одним из требований, когда ставится тире между подлежащим и сказуемым.
  • Выделительная функция. Написание реплик в диалоге.
  • Соединительное предназначение: для количественного или смыслового объединения двух слов. Автобус «Москва - Долгопрудный» .

Пунктуация: тире между подлежащим и сказуемым. Разъяснение на примерах

Когда смысловые центры высказывания выступают существительными, к тому же в именительной форме, выделяют несколько случаев, в которых применяется знак «молчания»:

  1. Для передачи фиксированного (логического) смысла: Квадрат - правильный четырехугольник. Алгебра - дисциплина, обобщающая и расширяющая знания по арифметике.
  2. Публицистические высказывания или научные суждения, где описывается характеристика предмета или дается оценка явлению: Гроза - природное явление, возникающее в результате электрических разрядов.
  3. Суждения, где подлежащее и сказуемое между собой по смыслу тождественны: Севастополь - город в Крыму.
  4. После подлежащих, отвечающих на один вопрос и относящихся к одному сказуемому: Кировоград, Днепропетровск, Винница - города центральной части Украины.
  5. Для привнесения точности в высказывание: Мама - моя подруга . Или когда в суждениях есть наличие связки по типу «это», «вот»: Путь в дюнах - это опустошенные километры тишины, засухи и жажды.

Требования к постановке тире, когда центры предложения состоят из разных частей речи

Знак «-» может применяться в высказываниях, где главные члены выступают не только существительными.

Итак, продолжаем рассматривать тире между подлежащим и сказуемым. Примеры предложений, когда смысловые центры выражаются разными частями речи :

  1. Пятью шесть - тридцать . Словосочетание «пятью шесть» — подлежащее, «тридцать» — сказуемое, оба выражены именем числительным. Высота вершины Карпат - две тысячи шестьсот пятьдесят пять метров . В данном случае, «высота» — существительное, отражает подлежащее, после знака все словосочетание относится к имени числительному и выражается сказуемым. Отсюда следует: тире ставится, когда главные члены высказывания выступают в роли числительного и/или существительного. Но! В именительном падеже. Исключение составляют тексты с описанием характеристик предмета в специальной литературе, например: вылет стрелы 12 метров; температура плавления металла 1000 градусов.
  2. С волками жить - по-волчьи выть. СЦП относятся к неопределенной форме глагола (НФГ). Вывод: предложения с тире между подлежащим и сказуемым можно встретить в том случае, когда его главные члены выражены инфинитивом.
  3. Наша цель - закончить задание до понедельника . Комбинация инфинитива и существительного, выражающих СЦП, также требует постановки знака «-».

Случаи, когда знак не употребляется

  • Отсутствие тире между подлежащим и сказуемым возможно, когда СЦП составляют простые предложения, как правило, разговорного стиля: мой папа директор научного предприятия; моя сестра аналитик.
  • Если сказуемое присоединяется ко второй части грамматической основы высказывания (подлежащему) союзами «как», «словно», «вроде как», «точно», «будто»: мой школьный двор как сад; звезды словно маленькие алмазы; небо будто океан.
  • Сказуемое выражает отрицание с применением частицы «не» — это случай отсутствия тире между подлежащим и сказуемым. Правило имеет исключения, но о них чуть позже. Примеры: Сердце не камень. Слово не воробей.
  • Грамматическая основа предложения разделена вводным словом: август, как известно, сезон фруктов и овощей; Иванов теперь известный парикмахер . Если в последнем варианте опустить наречие «теперь», тогда получается высказывание, когда ставится тире между подлежащим и сказуемым: Иванов - известный парикмахер.
  • Смысловые центры предложения образуют фразеологический оборот: два сапога пара.
  • Сказуемое появляется в предложение перед подлежащим: замечательная девушка Татьяна Павловна.
  • Подлежащее выступает личным местоимением, а сказуемое является существительным. Он язва, он чума, он порча здешних мест.

Исключения

Отступление от требований, выдвигаемых к постановке тире или его отсутствию, можно пронаблюдать у современных авторов и классиков. Например, суждение: этот мужчина - как герой ! Вроде по правилу пунктуации, если есть наличие связки «как», то знак «-» не ставится. Однако его наличие может быть оправдано желанием автора подчеркнуть оттенок сравнения.

Для яркого противопоставления автором может использоваться интонационное и логическое ударение. В таком случае ставится тире между подлежащим и сказуемым. Примеры: Его взгляды на воспитание детей - не предрассудок ли это? Подготовка к олимпиаде - не так просто.

Тире между подлежащим и сказуемым: таблица

Есть тире (подлежащее + сказуемое):

Существительное + существительное

Собака - друг человека.

Числительное + числительное

Трижды два - шесть.

Инфинитив + инфинитив

Питаться правильно - любить себя.

Инфинитив + существительное

Пить утром кофе - удовольствие.

Существительное + инфинитив

Моя цель - защитить диплом.

Подлежащее (вот, значит, это) сказуемое

Учение - вот лучшее хобби.

Нет тире:

«Не» сказуемое

Слово не воробей.

Сказуемое (точно, вроде как, словно, как) подлежащее

Губы как лепестки роз.

Сказуемое + подлежащее

Прекрасный человек Андрей Владимирович!

Подлежащее = местоимение

Она библиотекарь.

Подготовка к олимпиаде - не так просто.

Заключение

Основное правило перед расстановкой тире - определение смыслового центра предложения (подлежащего, сказуемого), установление, к какой части речи они относятся, и знание случаев, когда отсутствует подобный знак.

Грамотное владение языком - ключ к процветанию, успеху и уважению. Ведь жизнь - это нескончаемый экзамен.

Потребность в знаках препинания стала ощутимой с развитием книгопечатания. В XV веке пунктуацию изобрели итальянские типографы. Ее приняли в большинстве стран Европы. Использование знака началось в XVIII веке. Закрепил его функцию в русском языке Николай Карамзин. Впервые его описал А. А. Барсов в 1797 году. Постановка тире между подлежащим и сказуемым происходит по правилам классического и делового языка. В устной речи с его помощью выражают паузу с повышением и понижением тона.

Для чего нужны правила

Правильно писать может научиться каждый человек. Грамотность выделяет людей, указывая на их ум, желание выделиться. Простое заполнение документов приводит в ступор, так как многие не знают элементарных правил написания падежных окончаний. Чаще всего оформляют заявления. Именно здесь и понадобится знание правил постановки тире между подлежащим и сказуемым. Это главные члены предложения, которые всегда стоят в именительном падеже.

Их изучение начинается в начальной школе, однако не все помнят, что их связывает. Подлежащее - это главный член предложения, который рассказывает о ком, или о чем говорится в тексте. Необходимо задать вопрос, чтобы узнать, кто или что является главным. «Когда мама пришла домой, настроение ее улучшилось». Так как мама - это живое существо, ставится вопрос кто? О ней и идет речь в предложении.

Затем мы можем узнать, что она делает или уже сделала. В этом нам поможет сказуемое. Оно указывает на производимое подлежащим действие. Например, наша мама что сделала? (пришла). Так как предложение является сложным, в нем две грамматические основы. Во второй части говорится о настроении. В этом случае уместным будет вопрос что? (настроение) и что сделало? (улучшилось). В зависимости от того, что хочет сказать автор, как передать чувства, будет зависеть расстановка знаков препинания. Использование тире предполагает знание нюансов при написании.

Роль знака в предложении

В письменной речи знаки препинания помогают ясно излагать мысли, отделяют предложения или его части. Тире используется не так часто, как запятая, однако, правила постановки черточки между подлежащим и сказуемым помогут составить простое и сложное предложение.

Основы русского языка изучает каждый, но не все помнят, как использовать черточку в письменной речи. Вследствие этого многие изъясняются без лишних знаков препинания. Значимость тире недооценивают, ведь с его помощью привлекают внимание читателя, акцентируют смысловое ударение, ставят перед словом «это».

В грамматике русского языка знаки делятся на несколько категорий:

  1. Отделяющее тире ставят между подлежащим и сказуемым.
  2. Выделяющее необходимо для вводных и вставных конструкций.
  3. Разделяющая черта необходима для прямой речи и диалога.

Чтобы рассмотреть все случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым, определяют роль черточки в предложении. Это поможет избежать и писать осознанно.

Написание тире: основные правила

Грамматическая основа разделяется пунктуационным знаком, который заменяет пропущенную часть составного сказуемого, чаще именного. В предложении постановка черточки будет происходить по одной из схем. Возможен один из представленных вариантов:

  • Существительное выступает в роли подлежащего и сказуемого, каждый из которых в именительном падеже: «Мама - лучший друг», «Работа - помощник от скуки».
  • Главные члены предложения обозначены неопределенной формой глагола: «Жить - Родине служить», «Любить - человеком быть».
  • Существительное плюс инфинитив: «Думать о других - закон жизни нравственного человека», «Моя мечта - сделать мир лучше».

Постановка знака тире между подлежащим и сказуемым отличается в зависимости от того, какими частями речи выражены главные члены предложения. Это количественное числительное в именительном падеже, оборот с ним или существительное в этом же падеже. Например, Вся Галактика - больше миллиона звезд; Семью семь - сорок девять. Однако в специальной литературе написание характеристики происходит без употребления черточки.

Правильная постановка знака

Неопределенная форма глагола связана с категорией состояния или наречием со значением: «Не знать правил русского языка - плохо». В предложении с подлежащим-инфинитивом и сказуемым в виде предикативного наречия на букву о, если делается пауза: «Не знать правил русского языка - плохо». Если интонацией нет выделения, знак не нужен: «Курить вредно».

Примеры постановки тире между подлежащим и сказуемым:

  • Алгебра - это раздел математики, который изучает операции над элементами множеств.
  • Оттава - столица Канады.
  • Следующая станция - «Московская».

Кроме этого, знак препинания необходим в предложении, отличающимся характером логического определения: «География - единый комплекс наук, изучающих географическую оболочку Земли». В научном и публицистическом тексте с помощью черты указывают на оценку предмета или явления: «Характер - стойкие психические свойства, определяющие поведение личности». Тире ставят, если имеются однородные подлежащие: «Храбрость и сила - черты богатырей на Руси».

Написание тире по правилам русского языка

Постановка тире между подлежащим и сказуемым необходима, когда смысл в предложении двоякий. Например, Младшая сестра - моя подруга; Младшая сестра моя - подруга. Наличие однородных подлежащих подразумевает написание черты: «Доброта и нежность - положительные характеристики».

Фразеологический оборот - это выражение, в котором две и более единицы с целостной структурой и значением. При использовании его в тексте необходимо написание тире: «Мы с братом - седьмая вода на киселе». Употребление местоимения ЭТО зависит от того, читают ли текст с паузой или без нее, нужно ли логически выделить подлежащее. Разницу можно увидеть при сравнении предложений: «Этот спектакль - выступление новой актрисы». «Это очень сложная проблема».

С помощью знака препинания интонационно разделяют предложения, чтобы легко воспринималось его содержание: «Голос - тихий, спокойный…». «Море возле нашего домика - темно-синее». Знак поможет усилить яркость описываемых образов при написании сочинений.

Независимо от того, в какой форме выражается сказуемое, тире ставится в сносках, чтобы отделить главное слово от объяснения. Часто такая постановка тире между подлежащим и сказуемым встречается в словарях. «Артемида - богиня луны и охоты, лесов, зверей, плодородия и деторождения».

В каких случаях тире не ставится

Рассматривать правильность расстановки знаков препинания призван раздел русского языка «Пунктуация». В нем отражается способ регулировки интонационного строя речи, синтаксических и смысловых отношений в языке. Важно знать, в каких случаях тире не пишут, чтобы передать эмоциональную окраску.

Если в предложении подлежащее - это личное местоимение, а сказуемое является существительным в именительном падеже, черточка не понадобится. Это видно в предложении: «Я хорошая мама, поэтому всегда поддерживаю своих детей», «Он профессионал своего дела, поэтому все быстро починит».

В художественных текстах, научно-популярных, публицистических, учебных соблюдают условия постановки тире между подлежащим и сказуемым. Нет необходимости использовать знак при использовании личного или вопросительно-относительного местоимения, которое связано по смыслу с существительным в именительном падеже.

Когда знак препинания не понадобится

При написании любого предложения учитывают знаки препинания. Они понадобятся в простом и сложном предложении, подчеркнут важность однородных членов. Не ставят черточку при выражении сказуемого прилагательным, местоименным прилагательным: «У него умная голова, но сердце холодное», «Родная страна моя!». Не понадобится тире, если сказуемое логически подчеркивается или имеется противопоставление: «Я хороший учитель, ты столяр и плотник».

Не используют черту в простых предложениях, когда используют разговорную речь: «Моя мама доярка». Между главными членами может стоять сравнительный союз как, точно, словно, вроде как, все равно что. В этом случае постановка тире между подлежащим и сказуемым в двусоставном предложении сводится к отсутствию знака.

  1. Твои глаза как бездонный океан.
  2. У тебя заколка вроде как сова.
  3. Голос твой все равно что песня соловья.

Отсутствие тире: правила

Частица НЕ употребляется со всеми самостоятельными частями речи. Перед сказуемым она необходима для отрицания. Это указывает на отсутствие необходимости использовать черту в предложении. Часто правило регулирует написание пословиц и поговорок.

  • Бедность не порок.
  • Аналогия не доказательство.
  • Лихо помнится, а добро век не забудется.
  • К доброму плохое не пристанет.

Однако при необходимости подчеркнуть сказуемое с помощью интонации постановка тире отличается. В этом случае знак необходимо ставить: «Жизнь прожить - не поле перейти».

Когда не ставят тире: примеры

Несмотря на то что черточка в предложении определяет границы простых предложений, разделяет подлежащее и сказуемое, в некоторых случаях ее не пишут. Правило распространяется при написании фразы, в которой есть вводное слово, союз, частица, наречие.

  • Соя, как известно, полезная культура.
  • Театр по-прежнему популярный вид искусства.
  • Июнь только начало летних каникул.

В рассказах авторы часто используют второстепенный член предложения, который не согласуется со сказуемым. Составление предложений происходит с постановкой сказуемого до подлежащего: «Мария нам подруга», «Хороший человек Сан Саныч!».

Правильно написать тире между подлежащим и сказуемым сможет каждый, посмотрев видео ниже.

Тире - это знак, разделяющий предложение на две части. Он привносит дополнительный смысловой оттенок, помогает избежать сложностей при пунктуационном оформлении текста. Правильная постановка черточки необходима в любом тексте в привычном понимании всего раздела пунктуации в русском языке. Знак препинания ярко иллюстрирован в классике и произведениях поэтов нашей страны.

Тема урока : Тире между подлежащим и сказуемым.

Учитель: Кудрявцева Т.М.

Москва 2014г.

Тема: Тире между подлежащим и сказуемым.

Цели урока:

1) организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению правила: «Тире между подлежащим и сказуемым»,
обеспечить применение учащимися знаний и способов действий в разнообразных ситуациях»,
2) содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль в учебной деятельности,
3) воспитывать патриотизм на примерах используемых предложений.

Методические приемы : таблица, тесты, работа с учебником, работа по карточкам, объяснительный диктант.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  1. Сообщение темы урока. Объяснение нового материала.

1) Вступительное слово учителя.

Вопрос: зачем нужно изучать данную тему?
Правила пунктуации не случайны: они помогают так расставить знаки препинания, чтобы было легко понимать текст, выявлять его структуру, передавать его эмоциональное напряжение. К. Паустовский писал: «Знаки препинания - это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».

К концу урока вы должны знать: условия постановки тире между подлежащим и сказуемым, и уметь: ставить знаки препинания между главными членами.

2) Рассматривается таблица, анализируются примеры

Тире в простом предложении между подлежащим и сказуемым.

Ставится

Не ставится

  1. Книга – памятник ушедшим в вечность умам.

Сущ. И. п. – сущ. И.п.

  1. Лес словно сказка .

(будто, словно, как)

  1. Жить – Родине служить .

Гл. неопр. ф. – гл. неопр. ф.

  1. Это чудо !

(местоим.)

  1. Дважды два – четыре.

Числ. – числ.

  1. Расстояние не помеха для друзей.

(не)

  1. Наша задача – хорошо учиться .

Сущ. им. п. – гл. неопр. ф.

  1. Чтение – вот лучшее учение .

(вот, это)

Вывод:

тире между подлежащим и сказуемым ставится :

а) если подлежащее и сказуемое выражены существительным или числительным в именительном падеже;

б) если оба главных члена выражены неопределенной формой глагола;

в) если один главный член выражен неопределенной формой глагола, а другой – именем существительным;

г) когда перед сказуемым стоит указательная частица это, или вот.

не ставится:

а) если сказуемое присоединяется союзом КАК или другими сравнительными союзами;

б) если подлежащее выражено личным местоимением;

в) если при сказуемом есть отрицательная частица НЕ.

III . Закрепление материала.

Записываются предложения:

1) - Краткость – сестра таланта.

Дважды два – четыре.

Учить – ум точить.

Расстояние между окнами – один метр.

Ходить босиком – большое удовольствие.

2) Выполнение объяснительного диктанта.

Записать предложения под диктовку, предварительно объясняя постановку знаков препинания, указывая, чем выражена грамматическая основа:


1) Мы с волнением слушали сообщения с фронта.
2) Дети были потрясены рассказами о войне.
3) На фронте шли жестокие, наступательные бои.
4) Подвиг русского солдата будет жить вечно в памяти народа.
5) День Победы - великий праздник русского народа.

6) 22 июня 1941 года - начало Великой Отечественной войны.
7) Жить- Родине служить.
8) Сталинградская битва-первая победа советской армии в войне.
9) Война – это страшное бедствие в истории народа.

3) Работа с учебником.

Стр. 70, упр. 153 – устно.

4) Работа с карточками.

Карточка № 1 . Выразительно прочитайте предложения. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым поставлено тире.

1. Грубость – такое же уродство, как горб. (М.Горький)
2. Чрезмерная гордость – вывеска ничтожной души.
(И.Тургенев)
3. Воспоминанья – старцев мед.
(А.Марков)
4. Человек – венец поднебесной красы, нашей светлой земли украшение.
(С. Наровчатов)
5. Придумать радости умей, коль их на самом деле нет! Иначе жизнь – сухой ручей, смешные письма без ответа.
(А.Марков)
6. Острый язык – дарование, длинный язык – наказание
. (Д.Минаев)
7. Слово родины – матери слово, воля родины – воля отца.
(Ю.Смуул)
8. Лишь свобода и правда – мой главный оплот.
(М.Джалиль)
9. Густая ночь – владычица зимой.
(Дм. Кедрин)
10. Душа моя – бескрайний дремучий лес: шум – тишина, падение – взлет, смех – плач, рождение – смерть.
(И.Юзеев)

Карточка № 2 . Выразительно прочитайте предложения. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым отсутствует тире .

1. Смерть есть то, чего мы не минуем. (С.Липкин)
2. Человек есть украшение мира.
(М.Горький)
3. И, может быть, степные вот эти овцеводы суть листья травяные неведомой породы.
(С.Липкин)
4. Любовь и время – это несовместно. Любовь есть вечность. Вечность есть любовь.
(В.Сидоров)
5. Каждый человек есть необходимое звено в цепи человечества.
(Д.Веневитинов)

Переделайте эти предложения так, чтобы в них между подлежащим и сказуемым стояло тире.

Карточка № 3 .

1.Курить – здоровью вредить. (Пословица)
2. Без дела жить – небо коптить.
(Пословица)
3. Жить – родине служить.
(Пословица)
4. Учить – ум точить.
(пословица)
5. Спешить – делу вредить.
(Пословица)

Карточка № 4 . Выразительно прочитайте предложения. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым поставлено тире .


1. Жалеть, любить – знакомые глаголы. (С.Липкин)
2. Сынок! Перестань врать! Говорить неправду – великий грех.
(Сказка)
3. Строку нанизывать на строки – зарядка легкая, не труд.
(А.Мартынов)
4. Прославить подвиг храбреца – и честь, и доблесть для певца.
(Т.Шмаков)
5 Отсиживаться по щелям – удел тараканов.
(Из газеты)
6. Служить народу – дело непростое.
(С.Васильев)
7. На судьбу жаловаться – дело легкое, но пустое.
(Э.Зорин)

Карточка № 5 . Выразительно прочитайте предложения. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым поставлено тире .

1. Пятнадцать лет – счастливая пора. (И.Лялечкин)
2. Сентябрь. Седьмое число – день моего рождения.
(Э.Асадов)
3. Лентяй да шалопай – два родных брата.
(Пословица)
4. Природа и наука – два вогнутые зеркала, вечно отражающие друг друга.
(А.Герцен)
5. Шестью семь – сорок два.

5) Тесты. (см. прилож.)

IV . Подведение итогов. Выставление оценок.

Вопросы:

  1. В каких случаях между подлежащим и сказуемым ставится тире?
  2. В каких случаях между подлежащим и сказуемым тире не ставится?

V. Домашнее задание:

Стр.70; упр.153.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...