Нужно ли поститься? Почему люди постятся

Трудно отыскать такую религию, такой народ, где не было бы поста, совсем не было. Под постом мы будем подразумевать самое простое – воздержание в пище по религиозным причинам.

Диакон Павел Сержантов

Люди постятся, можно сказать, по всему земному шару. Понятно, что формы поста в отдельных религиозных традициях наблюдаются самые разные, но суть-то одна. Эту суть мы называем аскезой. По-гречески «аскеза» означает «упражнения», в смысле – духовные упражнения.

Да, для христиан пост служит одним из самых важных духовных упражнений. Пост духовно укрепляет христиан. Казалось бы, ограничение в пище должно у человека, наоборот, силы отнимать. Тем не менее, правильно совершаемый пост укрепляет христианина благодатной силой Божией. Правильный пост – значит умеренный, без нежелательного фанатизма.

Спор об аскезе

На одном научном семинаре у нас произошел маленький религиоведческий спор. Обсуждалась тема аскезы в иудаизме. В центре внимания на семинаре была кумранская община, события двухтысячелетней давности. Со всеми положенными оговорками про неортодоксальность Кумрана, про подчеркнуто аскетический характер общинной жизни.

На семинаре присутствовал исламовед, серьезный ученый. Он предложил вопрос: «Есть ли в иудаизме аскеза? Например, уважаемые представители суфийской традиции категорически заявляют, что в исламе аскезы нет». Интересный поворот темы. В обсуждении темы я тоже принял участие. Для меня ясно, что аскеза есть не только в христианстве, в буддизме, индуизме, но и в иудаизме, и в исламе.

Ясно, потому что пост практикуется во всех перечисленных религиях. А пост – это одна из главных аскетических практик. Православные христиане соблюдают Петров пост, иудаисты постятся на Девятое ава, мусульмане – в Рамадан. Как видим, пост специально приурочен к особому религиозному солнечно-лунному календарю. Постом может быть достаточно «голодная» подготовка к великому празднику-пиршеству. Или же ощутимое на «физиологическом» уровне воспоминание о таких событиях прошлого, что приводят душу в священный трепет.

Ясно, что религиоведам не надо смешивать разные религии, не стоит механически переносить понятия одной религии на другую. Христианский пост имеет множество особенностей, первостепенных по значению и второстепенных.

В христианском посте тема покаяния, например, важнее, чем тема ритуальной чистоты или тема религиозной дисциплины. Пост помогает христианам каяться. Именно в покаянии христианин обретает духовную чистоту и послушание Богу (религиозную «дисциплинированность»). О покаянии нет возможности сейчас говорить, потому что покаяние в христианстве – особая духовная практика, до тонкостей разработанная. А тема у нас не «покаяние», а «пост», и еще – вторая прибавилась – «аскеза».

Когда суфии утверждают, что в исламе аскезы нет, они хотят подчеркнуть отличие ислама от христианства. И суфии подразумевают, видимо, монашескую аскезу христианства (воздержание от супружеских отношений). В исламе, действительно, нет монашества. Соответственно, начисто отсутствует монашеская аскеза. Но ведь бывают формы немонашеской аскезы, их немало. Они есть в христианстве, имеются они и в исламе, свои для каждой религии. Разве не аскетическая практика – пожизненное воздержание от вина и любых алкогольных напитков? Ответ напрашивается сам. В самых разных религиозных традициях легко найти аскетическое воздержание от пищи и питья.

Смысл поста на поверхности

Почему люди постятся? Спросите и Вы получите сто ответов на один вопрос! Среди них будут и глубокие. Будут и те, что попроще, – лежащие на поверхности. Если пост продолжается много дней и ведет к празднику, то заговение ставится в неразрывную связь с разговением, как начало с концом. Смысл заговения надо искать в разговении. День Первоверховных апостолов – это «цель» Петрова поста, он весь устремлен к ней. Церковный праздник будет еще радостнее, если его предваряет пост, если совершается постовая подготовка к празднику.

Вспомните семейные праздники, вспомню и я. Вот ребенком я наблюдаю, как мама готовит всяческие вкусности. Аппетитные яства выстраиваются на кухне перед отправкой за накрытый столовыми приборами стол. Гости еще в дороге, умопомрачительные запахи щекочут мой нос:

– Мам, дай попробовать…

– Подожди, гости скоро приедут. Все сядем за стол. Попробуешь вволю, для того и готовлю.

Хотя и маленький, я понимаю, что просить бесполезно, придется ждать, когда наступит «вкусный час». Все родные и близкие соберутся, будут поздравлять друг друга, солнечно улыбаться, вкусно кушать и хвалить удачные блюда, поднимать за хозяев здравицы. Вот вам типичная картинка из семейного быта, не из церковной жизни. Однако и в церковной жизни что-то похожее тоже просматривается.

Вспомним о библейских праотцах. Когда Исаак хотел благословить сына, как он готовился к благословению? «Он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я. [Исаак] сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей; возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи, и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру» (Быт. 27: 1–4).

Что было дальше? Исаак ждал любимого блюда от любимого сына. Готов был долго терпеть, ведь охотничьи трофеи не по расписанию достаются. Святой Исаак дождался любимого кушанья, вкусил его в радость сердца и благословил угодившего ему сына, который оказался… «расторопнее» Исава и больше Исава дорожил благословением отца. Это уже не типичная картина из семейного быта, но часть священной истории, в которой праведный Бог спасает грешных людей.

Мы постимся, чтобы угодить Богу и получить от Него праздничную радость и укрепляющее нас благословение.

В православных странах установлены длительные и однодневные посты. Длительные, как правило, касаются практически всех верующих людей. Но и тем, кто не ходит в церковь и не молится, становится интересно, что такое пост, зачем он нужен, и иногда они тоже хотят присоединиться.

Чтобы мероприятие принесло по-настоящему духовную пользу и радость, нужно соблюдать ряд правил. Статья посвящена не только новичкам в вере, но и всем заинтересованным, желающим помочь себе стать лучше, научиться любить и прощать, смиряться и радоваться. Отметим, что материал составлен согласно многочисленным ответам православных священников о том, что же такое постничество и что оно дает людям.

Значение слова "пост" в словаре

Для начала рассмотрим определение слова «пост». Оно имеет в словаре Ожегова целых три значения, которые сильно отличаются друг от друга.

В первом случае под этим словом подразумевается добровольное воздержание человека от определенной пищи, от телесных утех и развлечений во имя Божие.

Второе значение слова - рабочее место человека какой-то профессии, связанное с наблюдениями, охраной, осмотром. Например, таможенный пост, пост охраны.

Третий вариант - элитная должность, например, в органах власти. Часто мы слышим по телевизору: «Избирается на пост вице-президента страны…», «Займет пост министра…».

Что означает пост в христианстве

Что же такое постничество в христианстве? На самом деле это не только ограничение в пище и отсутствие развлечений, но и молитва. То есть человек должен сам, без посторонних просьб и без принуждения, заставить себя сделать шаг к Богу. Но чтобы начать общение с Всевышним, нужно отбросить все земное:

  • развлечения;
  • утехи;
  • наслаждение;
  • веселье;
  • суету;
  • маловажные заботы;
  • злые дела.

То есть человек должен научиться воспринимать себя, окружающих и Бога по-новому, стать лучше, духовно чище (освободиться от злых помыслов, суеты, научиться прощать и любить). Вот что такое пост!

Прежде всего, человек должен научиться молиться, общаться с Господом. В этом помогают Церковь, службы в храме, молитвословы. Поститься всегда сложно, но в конце такого подвига появляется настоящая радость, легкость на душе.

Как он появился

Постничество началось, как проповедуют многие священники, еще в раю. Как говорится в Библии, Бог Адаму и Еве приказал, чтобы они ели любые растения, но не прикасались к одному дереву, которое таило в себе зло. Это и было постничество - ешьте все, но не прикасайтесь к тому, что вам может навредить. Ева не послушалась, соблазнившись словами демона, который прикрывался личиной змия. Произошла трагедия - мир стал таким, каким его видим сейчас: страдания, зло, болезни и смерти. Но чтобы человек исправился, Бог дал абсолютно всем людям шанс вернуться в рай посредством постов и молитвы.

До прихода Иисуса Христа в мир люди также ограничивались ради Бога. Но когда родился Спаситель и стал проповедовать, тогда изменились правила, которые соблюдают по настоящее время православные. Посты нужны для самих людей, а не для Бога.

Что дают ограничения и молитва

Практически каждый глубоко верующий человек знает, что пост - это духовная школа жизни. Ограничившись в мирских заботах и развлечениях или исключив их на время совсем, христиане вдруг понимают - мы совсем забыли, что вся суета, которая вертится вокруг нас и вокруг которой кружимся мы сами, пройдет, это все неважно. Есть в жизни дело поважнее - спасение души от погибели, от попадания в ад за грехи.

Зачастую люди спрашивают священников о том, какой пост считается действенным. Ответ однозначный: добровольный, с желанием изменить себя, оставить все мирское и вспомнить о Боге, зачем живем, и конечно, научиться любить и всех прощать. Такой подвиг считается самым сложным, очень трудно расстаться с гордыней и подойти к обидчику, сказав о прощении искренне. А также сложно уделить некоторое время Богу так, чтобы не отвлекаться на другие дела и заботы.

Пересилив свои земные желания, дабы встретиться с Господом, помолиться Ему, поблагодарить, попросить помощи, человек обретает неподдельную радость, не просто мимолетное чувство, которое возникает в связи с приятными обстоятельствами, а душевную радость без видимой причины.

Как начать поститься новичку

Новички всегда задаются вопросами о том, когда начинается пост и когда он закончится. Церковью установлены постные дни: однодневные (среда и пятница) и многодневные (Рождественский, Великий, Петров и Успенский).

Как правило, в современных календарях отмечено, в какие дни что можно кушать. Также приведены даты больших церковных праздников.

Желательно заранее узнать, как нужно поститься. Ниже будут приведены краткие сведения о подготовке.

Что можно и нужно делать

Мы разобрались, что такое пост. Но как проводить все дни, ведь всегда уделять время молитве практически невозможно? Действительно, в такой период христиане стараются делать что-то доброе во имя Господне и ради спасения души:

  • совершать дела милосердия;
  • бывать в паломнических поездках;
  • читать православную литературу;
  • слушать проповеди церковных пастырей;
  • готовиться к празднику, которому посвящен пост.

Чаще всего постники замечают, что времени становится намного больше, и оно не убегает со стремительной скоростью. Ведь современник в этот момент оставляет телевизор, компьютер, гаджеты. Телефон он использует только по делу и не позволяет себе произносить лишних слов. Кроме того, не следует общаться с друзьями, если встреча состоится с целью «просто поболтать, поспорить, повеселиться».

Как подготовиться

Подготовка к посту обычно начинается с посещения храма, чтобы:

  • помолиться соборно на литургии;
  • исповедаться в своих грехах перед батюшкой;
  • причаститься Святых Христовых Таин;
  • послушать проповедь священника.

Обычно люди узнают в церкви, что такое пост. Как правило, священники напоминают, что телесное и духовное ограничение нужно для того, чтобы человек расстался со своими страстями.

Ведь каждому предстоит в загробной жизни привыкнуть к новым условиям. Если человек тяготеет ко всему земному, то в вечности ему будет невыносимо хотеться назад, но пути обратно не будет. Кроме того, человек себя добровольно отсылает в ад. Чтобы этого не произошло, даются посты.

Кому нужно поститься

До семилетнего возраста дети не способны отвечать за свои действия, они только учатся жизни, воспринимают абсолютно все, что их окружает. Поэтому им не нужно каяться в грехах на исповеди. А по исполнении 7 лет мальчик и девочка должны научиться осознавать ответственность за себя, за свои поступки, дела и мысли, чувства.

То же самое касается и поста. Он взаимосвязан с исповедью. Поэтому дети с семилетнего возраста должны присоединиться к своим родителям. Но не следует насильно заставлять ограничиваться в еде и развлечениях, чтобы ребенок потерял желание быть настоящим христианином. Священники рекомендуют все делать постепенно и если ребенок готов, не сопротивляется.

Что делать по окончании

Многие с нетерпением ожидают окончания поста, чтобы поскорее вернуться к привычному образу жизни. Но православные старцы всегда говорили, что подобное мировоззрение обманчиво: такие люди не постятся, а просто соблюдают диету. Подобное мышление о посте опасно тем, что человек сам себя вводит в заблуждение. Пост должен быть любимым периодом для христианина.

Соблюдать ограничения и посвящать больше времени молитве рекомендуется согласно календарю постов. Даты придуманы неслучайно. Они также являются символом послушания, то есть человек не сам себе указывает на что-то, а повинуется определенному закону - в данном случае уставу Православной Церкви.

Какие выводы делает человек?

Самым длительным является Великий пост, он же и самый строгий. Длится 48 дней. Следует отметить, что строгий пост относится больше к монашествующим. Мирянам (людям, живущим не в монастырях и не принимавшим постриг) разрешены послабления, но если благословит священник. Еще и поэтому следует идти накануне в храм, чтобы обсудить с батюшкой все условия: в чем ограничиться, а что можно оставить как обычно. Ведь далеко не каждому под силу по тем или иным причинам строго воздерживаться. Например, по болезни или в период беременности не следует отказываться от молочных продуктов, мяса, если запрещает врач.

Так какие выводы делает человек, который провел пост духовно и искренне? Ему обычно не хочется возвращаться к прежней жизни. Ему становится противно то, что он любил делать раньше. А также хочется чаще общаться с Господом.

Вы узнали, что такое пост, каким он должен быть. Если человек сумел оставить свои земные дела или хотя бы ограничиться, затем с окончанием этого периода не пожелал вернуться к ним, значит, время было потрачено не напрасно, а с великой пользой для души.

1. Зачем нужен пост?Святые отцы наставляют, что пост – это ничем не заменимое средство для достижения духовного обновления и возрастания, без него человеку невозможно бороться со страстями и искушениями и приготовлять свою душу для действия спасающей благодати Божией.

Св. Феофан Затворник объясняет цель и смысл поста, тем, что труды воздержания и доброделания дают простор действию в нас благодати Святаго Духа:

«Что рытие земли в вещественном - то подвиги самоумерщвления в духовном. Что влага и тепло в вещественном - то в духовном труды доброделания и благочестия. Бог говорил к современникам Ноя: “не имать Дух Мой пребывати в человецех сих... зане суть плоть” (Быт. 6, 3). Следовательно, Он будет пребывать там, где плоть распинают со страстями и похотьми или где несут подвиги самоотвержения. Апостол пишет: “духа не угашайте, или: не оскорбляйте Духа Святаго Божия, Имже знаменастеся в день избавления” (Еф. 4, 30) - и потом перечисляет страсти, каких удаляться, и добродетели, в коих преуспевать должно; следовательно, там не угасает Дух, где есть борьба со страстями и труд доброделания. В другом месте он же учит: “исполняйтеся Духом, глаголюще себе во псалмех и пениих и песнех духовных, воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви” (Еф. 5, 18, 19). Следовательно, где есть песнопение, молитвословие церковное и домашнее и вообще дела благочестия, там будет и исполнение Духом или явление действия благодати Святаго Духа. Подвиги самоотвержения, труды доброделания и благочестия дают простор действию в нас благодати Святаго Духа, и она, сокровенная, приходит тогда въявь и действие свое показывает и самому благодать носящему, и другим».

Св. прав. Иоанн Кронштадтский:

Питаясь пространно, делаешься плотским человеком, духа не имущим, или плотью бездушной, а постясь, привлекаешь к себе Духа Святого и делаешься духовным. Возьми хлопчатую бумагу, не смоченную водой. Она легка и, в малом количестве, носится в воздухе, но смочи ее водой, она сделается тяжелою и тотчас падает на пол. Так и с душою. О, как надо беречь душу постом!

Что такое этот Великий пост? Он есть драгоценный дар нам Спасителя нашего, Kоторый Сам постился сорок дней и ночей, не ел и не пил, дар поистине драгоценный для всех ищущих спасения, как умертвитель душевных страстей. Словом и примером Своим Господь узаконил его Своим последователям. …Пост с молитвой есть верное оружие против диавола и многострастной плоти. Пусть же никто не умничает, что не нужен пост.

Он (пост) усмиряет нашу грешную, прихотливую плоть, освобождает из-под ее тяжести душу, сообщая ей как бы крылья для свободного парения к небу, дает место действию благодати Божией. Kто постится свободно и правильно, тот знает, как душа бывает легка и светла во время поста; тогда легко идут в голову и мысли добрые, и сердце бывает чище, нежнее, сострадательнее, - мы ощущаем стремление к делам добрым; является сокрушение о грехах, душа начинает чувствовать гибельность своего положения и начинает сокрушаться о грехах. А когда мы не постимся, когда мысли в беспорядке, чувство не обуздано и воля позволяет себе все, тогда редко увидишь в человеке спасительную перемену, тогда он мертв по своей душе: все силы ее действуют по неверному направлению; главная цель действования - цель жизни - выпускается из виду; является множество частных целей, почти столько, сколько есть у каждого человека страстей или прихотей.

Пост - хороший учитель: 1) он скоро дает понять всякому постящемуся, что всякому человеку нужно очень немного пищи и питья и что вообще мы жадны и едим, пьем гораздо более надлежащего, то есть того, чем сколько требует наша природа; 2) пост хорошо оказывает или обнаруживает все немощи нашей души, все ее слабости, недостатки, грехи и страсти, как начинающая очищаться мутная, стоячая вода показывает, какие водятся в ней гады или какого качества сор; 3) он показывает нам всю необходимость всем сердцем прибегать к Богу и у Него искать милости, помощи, спасения; 4) пост показывает все хитрости, коварство, всю злобу бесплотных духов, которым мы прежде, не ведая, работали, коварства которых при озарении теперь нас светом благодати Божией ясно оказываются и которые теперь злобно преследуют нас за оставление их путей.

Поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум и возбудить и развить чувство и подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объядением, пьянством и заботами житейскими (Лк. 21, 34), а через то отпадаем от источника жизни - Бога и ниспадаем в тление и суету, извращая и оскверняя в себе образ Божий. Объедение и сластолюбие пригвождают нас к земле и обсекают, так сказать, у души ее крылья. А посмотрите, какой высокий полет был у всех постников и воздержников! Они, как орлы, парили в небесах; они, земнородные, жили умом и сердцем на небесах и слышали там неизреченные глаголы и там научились божественной премудрости.

Наш долг приготовляться к небесной жизни и заботиться о духовной пище, а духовная пища есть пост, молитва, чтение Слова Божия, особенно же Причастие Святых Тайн. Kогда мы не радеем о посте и молитве, тогда преисполнены всяких грехов и страстей, когда же питаемся духовной пищей, тогда очищаемся от них и украшаемся смирением, кротостью, терпением, взаимной любовью, чистотой душевной и телесной.

Для того, между прочим, и установлены Святой Церковью посты, чтобы христиане имели в них оружие против диавола и бесчисленных козней его.

Молитва и пост очищают, просвещают и укрепляют душу; напротив, без молитвы и поста душа наша - легкая добыча диавола, потому что не ограждена и не защищена от него. Пост и молитва - духовное оружие против диавола, потому и говорит Господь, что род бесовский исходит только молитвой и постом. Святая Церковь, зная силу этого духовного оружия, призывает нас на каждой седмице дважды к посту - в среду и пятницу, между прочим, в воспоминание страданий и смерти нашего Спасителя, и в году - многократно во все многодневные посты, а Великий пост соединяет с особенными умилительными покаянными молитвами. Пост и молитва имеют ту духовную выгоду, что, укрепляя наши души, укрепляют в нас самую веру, надежду и любовь и соединяют с Богом.

Преп. Макарий Оптинский:

Переменною пищею и воздержанием тела и душа обновляется. Святые отцы, Святым Духом движимые, уставили посты как для душевной, так и для телесной нашей пользы.

Архимандрит Рафаил (Карелин):

«Древнехристианский апологет Афинагор на вопрос своего оппонента-язычника о том, как телесная болезнь может отражаться на деятельности бестелесной души, приводит такой пример. Душа – музыкант, а тело – инструмент. Если инструмент поврежден, музыкант не в силах извлечь из него гармоничных звуков. С другой стороны, если болен музыкант, то инструмент безмолвствует. Но это только образ. На самом деле связь между телом и духом неизмеримо больше. Тело и душа составляют единую человеческую личность.

Благодаря посту тело становится утонченным инструментом, способным улавливать каждое движение музыканта – души. Образно говоря, тело из африканского барабана превращается в скрипку Страдивари. Пост помогает восстановить иерархию душевных сил, подчинить сложную психическую организацию человека высшим духовным целям. Пост помогает душе побеждать страсти, извлекает душу, как жемчужину из раковины, из плена всего грубо чувственного и порочного. Пост освобождает дух человека от влюбленной привязанности к вещественному, от постоянной обращенности к земному.

Сознательное самоограничение служит средством достижения духовной свободы…

Пост увеличивает духовный потенциал свободы: делает человека более независимым от внешнего и способствует сведению к минимуму его низших потребностей. При этом освобождается энергия, возможность и время для жизни духа.

Пост представляет собой волевое действие, а религия во многом – дело воли. Тот, кто не сможет ограничить себя в пище, не сможет победить и более сильные и утонченные страсти. Распущенность в еде ведет к распущенности и в других областях человеческой жизни.

Мы коснулись личностного аспекта поста, но есть еще и другой, не менее важный – церковный. Посредством поста человек включается в ритмы храмового богослужения, становится способным реально переживать через священные символы и образы события библейской истории.

Церковь – это духовный живой организм, и, как всякий организм, она не может существовать вне определенных ритмов.

Посты предшествуют великим христианским праздникам. Пост – одно из условий покаяния. Без покаяния и очищения человеку невозможно пережить радость праздника. Вернее, он может испытать эстетическое удовлетворение, подъем сил, экзальтацию и т. д. Но это – только суррогат духовности. Истинная, обновляющая радость, как действие благодати в сердце, останется для него недоступной.

Ряд постов посвящен скорбным событиям библейской истории: в среду Христос был предан Своим учеником – Иудой; в пятницу претерпел Распятие и смерть. Тот, кто не постится в среду и пятницу и говорит, что любит Бога, обманывает себя. Истинная любовь не будет насыщать свое чрево у гроба любимого. Те, кто постится в среду и пятницу, получают как дар способность более глубоко сопереживать Страданиям Христа».

Святитель Лев Великий:

«После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа. За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований... нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть».

Преп. Исаак Сирин:

Дух не покоряется [кресту], если прежде не покорится ему тело.

Св. Игнатий (Брянчанинов):

Глава добродетелей – молитва; их основание – пост.

Закон поста, будучи по наружности законом для чрева, в сущности есть закон для ума.

Ум, этот царь в человеке, если желает вступить в права своего самодержавия и сохранить их, должен прежде всего подчиниться закону поста. Только тогда он будет постоянно бодр и светел; только тогда он может властвовать над пожеланиями сердца и тела; только при постоянной трезвенности он может изучать заповеди евангельские и последовать им. Основание добродетелей – пост.

Несоблюдающий умеренности и должной разборчивости в пище, не может сохранить ни девства, ни целомудрия, не может обуздывать гнева, предается лености, унынию и печали, делается рабом тщеславия, жилищем гордости, которую вводит в человека его плотское состояние, являющееся наиболее от роскошной и сытой трапезы.

«Внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пьянством» (Лк. 21, 34), завещал Господь. Объядение и пьянство сообщают дебелость не только телу, но уму и сердцу, т.е. вводят человека по душе и телу в плотское состояние.

Плотской человек всецело погружен в греховные наслаждения. Он сладострастен и по телу, и по сердцу, и по уму, он не способен не только к духовному наслаждению и к приятию Божественной благодати, но и к покаянию. Он неспособен вообще к духовным занятиям: он пригвожден к земли, утонул в вещественности, заживо – мертв душою.

Святитель Феофан Затворник. Письма о христианской жизни:


Без заголовка

Философия поста
Нужно ли поститься?
Каждый решает это сам для себя. Кто-то считает, что посты могут негативно сказаться на его здоровье, поскольку организм человека на время лишается необходимых витаминов. Другие полагают, что отказ от скоромной пищи - это просто очередная жесткая диета. Однако следует понимать, что пост и диета вещи не совместимые! Несовместимые, прежде всего по своим задачам. Ведь главная цель любой диеты – привести в порядок ваш организм, наладить процессы пищеварения. Постясь, верующие стремятся очистить душу, и в этом - основная разница.

В нынешних реалиях даже люди, далекие от религии, следуя моде или по каким-то другим соображениям, нет-нет, да и постятся. Но уметь делать это правильно - целая наука.

Постные дни есть в каждой религии – не только в православии, но и в католицизме и мусульманстве. В календаре христиан четыре больших поста. Однажды я задумался, а почему посту придается такое огромное значение уже на протяжении несколько веков?

Верующий человек на этот вопрос скорей всего ответит, что пост для него - закалка духа и молитва Богу, когда ты меньше всего зависишь от своего земного, бренного начала. Главная цель поста - молитва, которая дает сближение с Богом. В постные дни верующий ограничивает себя в пище животного происхождения – молочной, мясной, рыбной, употребляя пищу только растительную.

Пост и медицина

Давайте теперь рассмотрим физиологические аспекты соблюдения поста. С точки зрения медицины православные посты не только отличный способ «разгрузить» тело, но и привести в порядок нашу психику. Биохимические исследования подтвердили, что зимой и летом организм усваивает пищу по-разному. Для холодного времени года характерен белково-жировой обмен, а для лета - белково-углеводный. Чтобы переключиться с одного типа обмена на другой без подрыва здоровья, между сезонами следует проводить своеобразную перезагрузку. Может быть, в этом и заключается природный вековой смысл поста.

Некоторые диетологи считают, православный пост гораздо полезнее, здоровее и безопаснее, чем любые искусственно придуманные системы питания и диеты. Ведь, на время исключая из рациона животные жиры и перейдя на растительную пищу, мы выводим из организма лишние холестерин, канцерогены и токсины. Постная пища содержит антиоксиданты, которые стабилизируют состояние сердца, сосудов и опорно-двигательного аппарата.

Во время поста из-за сокращения объема пищи уменьшается нагрузка на желудочно-кишечный тракт. Происходит как бы обновление слизистой оболочки желудка. Благодаря самоочищению организм избавляется от ненужных, балластных веществ посредством органов выделения, кожи, легких, почек. Так, например, исследования западных ученых обнаружили в мясе и молочных продуктах молекулу чужеродного вещества из категории «сахаров». В 1 кг мяса содержится от 5000 до 12000мг подобного «сахара», в молоке - 600-700мг. Этот токсин с годами может вызвать онкологические опухоли и серьезные болезни. Православный человек не употребляет мяса и молока более 200 дней в году и тем самым очищает свой организм от подобных токсинов. Строгое соблюдение постов в несколько раз снижает риск приобретения тяжелых неизлечимых болезней.

Обезьяны на диете

В 1989 году американские биологи начали проводить эксперимент над популяцией макак. В течение всех 20 лет, пока он длился, учёные докладывали о его промежуточных результатах, но итоги были подведены только недавно. Сначала исследователи изучали 30 особей обезьян в возрасте от 7 до 14 лет (в неволе эти приматы живут, как правило, до 25-27 лет). В 1994 году к первой группе ученые добавили ещё 46 обезьян.

В чем суть эксперимента? Обезьян разделили на две группы. Половина питалась как обычно - эти особи составили контрольную группу. Другой половине макак ученые в течение трех месяцев «урезали» 30% калорий, такой рацион обезьянам «прописали» на всю жизнь. При этом биологи не забывали подкармливать этих приматов витаминами и минералами, которые те недополучали из-за вынужденной диеты. В остальном условия животных были равны. Итогом обычного питания в контрольной группе стали 5 случаев заболевания диабетом и 11 случаев повышения уровня глюкозы в крови. В то же время их «голодающие» собратья до сих пор полностью здоровы. Их полуголодная диета на 50% уменьшила вероятность сердечно-сосудистых заболеваний и опухолей. Неудивительно, что эти макаки имели меньший вес, но учёных заинтересовало совсем другое: результаты магнитно-резонансного сканирования показали, что количество серого вещества в мозгу у этих обезьян превышало таковое у контрольной группы. Они стали умнее!

Итак, по мнению биологов, диета делает жизнь длиннее и лучше. То есть ограничение пресловутых калорий не только замедляет процесс старения, но и в три раза уменьшает риск появления старческих болезней.

Немного истории

С древнейших времен пост являлся важным средством мобилизации физических и душевных сил, а также главным инструментом работы над собой. В знак покаяния и смирения перед Богом постились и цари, и простолюдины. Моисей до обретения скрижалей с главными христианскими заповедями сорок дней и сорок ночей не вкушал пищи и молился на горе Синай. Появление многодневных постов относится уже к традициям древнего христианства. Один из них – Рождественский. О нем сейчас и хочется сказать несколько слов.

Рожественский пост

Праздник Рождества Христова стали отмечать еще во времена Апостолов. В Апостольских постановлениях говорится: «Храните, братия, дни праздничные и, во-первых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25-й день десятого месяца». Там же сказано: «День Рождества Христова да празднуют, в он же нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру».

Сначала Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других – несколько больше. При константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле на соборе 1166 года было положено всем христианам хранить пост перед великим праздником Рождества Христова сорок дней. Рождественский пост - последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28 - по новому стилю) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Рождественский пост, считают священнослужители, установлен для того, чтобы ко дню Рождества Христова православные люди очистили себя покаянием, молитвою и воздержанием, чтобы благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и принести Ему в дар чистое сердце и желание следовать Его учению.

Лев Великий в V веке писал: «Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий».

По словам другого святого отца Симеона Фессалоникийского: «Пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».

С того момента, как Церковь получила свободу и стала господствующей в Римской империи, упоминание о празднике Рождества Христова появляется во всей Вселенской Церкви. Император Юстиниан в VI веке установил праздновать Рождество Христово по всей земле.

Азбука Рождественского поста

Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов: «Все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен (еды, пищи), не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов».

Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста церковным уставом запрещены рыба, вино и елей, дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни - вторник, четверг, суббота и воскресенье - разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается по субботам и воскресеньям и в великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. От 20 декабря до 25 декабря (старого стиля) пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется. Между тем, именно на эти дни приходится празднование гражданского Нового года, и православным христианам приходится быть особенно собранными, чтобы весельем, винопитием и вкушением пищи не нарушить строгость поста.

Постясь телесно, человек должен соблюдать и духовный пост. «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», - проповедует Святая Церковь. Только пост телесный ничего бесполезен для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается мыслью о собственном превосходстве от сознания того, что он постится. Поэтому кощунственно отождествлять святой пост с диетою, дабы избавиться от живота обременяющего. Истинный пост связан с молитвой, покаянием и воздержанием. Пост – это смирение плоти и очищение от грехов, а без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.

Как я уже сказал, христианские посты ведут свою историю еще от пророка Моисея, который 40 дней постился в пустыне. Но такой же подвиг совершил Иисус Христос. По Священному Писанию, он «возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей…» Соблюдая посты, христиане стремятся показать свою готовность сопротивляться искушениям. Только Православие из всех христианских конфессий сохранило обязательность соблюдения постов для прихожан.

Великий пост

У православных самым значительным постом стал Великий пост, который длится 7 недель и приходится на март-апрель. Я убежден, что Великий пост полезен телу не меньше, чем душе. 40-дневный отказ от мясной и жирной пищи готовит тело человека к периоду летнего и осеннего «травоедения». Если организм очищен, и подготовлен – витамины свежей зелени, по весне и лету хорошо усваиваются и перевариваются.

В древности в Великий пост разрешалось вкушать только хлеб, сушеные фрукты и овощи, да и то только один раз в сутки – вечером. Требования к тем, кто поститься, сейчас стали заметно мягче, но Церковь до сих пор настаивает на соблюдении ряда жестких правил.

В первые два дня первой недели Великого поста, (если следовать предписаниям Церкви) нельзя есть вообще ничего – можно только пить воду. И хотя я всегда был против голодовок но даже в этом тоже есть определенный физиологический смысл: после недели блинов с маслом, икрой, творогом, организму необходимо передохнуть. Разгрузиться.

В будние дни поста можно есть пищу, приготовленную на огне, не добавляя в еду масла. В своей новой книге я подробно обосновываю такой способ приготовления пищи. Дважды разрешается употреблять в пищу рыбу. Во время Страстной седмицы в пятницу и субботу надо вовсе отказаться от еды. Легче соблюдать пост, когда от него ничего не отвлекает. В старину на Руси на время Великого поста запрещались праздники, закрывались мясные лавки и даже приостанавливались судебные тяжбы. Я бы на время поста предложил добровольно отказаться от просмотра телевизора и сосредоточить свое внимание на изучении серьезной (не праздной) литературы.

Если вы решили соблюдать Великий пост, учтите, что подходить к этому надо разумно. Не будьте к себе чрезмерно строги и ешьте чуть более разнообразную пищу, чем рекомендуют строгие предписания для верующих.

Если вы человек верующий, предварительно посоветуйтесь со своим духовником. Он подскажет, как вам следует соблюдать пост и даст свое благословение. Не помещает поговорить и со своим лечащим врачом. Поскольку есть болезни, при которых строгое соблюдение поста чревато необратимыми изменениями в организме. Учитывайте также, что во время поста вам придется ходить на работу и выполнять свои повседневные обязанности. Не должны соблюдать посты дети, больные люди (с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, гастритами, холециститами, панкреатитами, диабетом, после операций, физических или душевных травм), беременные и кормящие женщины и путешественники. Если вы рассматриваете ожирение как системное заболевание, а не как косметический дефект и проходите курс лечения у врача – вы так же с благословления своего настоятеля можете получить послабление или даже освобождение от строгих правил соблюдения поста. При этом всю духовную составляющую следует не только соблюдать, но и преумножить. Разговенье – окончание Великого поста.

Стихира (церковное песнопение) говорит о посте: «Постимся постом приятным, благоугодным Господу: истинный пост есть злобы отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, обвинений, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение - пост истинный есть, и благоприятный». Пост - не диета, и воздержание от определенных видов пищи - не самоцель, а одно из средств духовного возрастания, которое предлагает нам Церковь. В одном из своих посланий святой апостол Павел сравнивает путь христианина с тренировкой атлета, который сидит на жесткой диете, усиленно тренируется, соблюдает режим, и все для того, чтобы получить венок, который потом неизбежно увянет. Церковь призывает нас к духовным усилиям, которые приведут к «венцу нетленному», то есть не к временной радости спортивной победы, а к вечной радости Небес.

Чтобы помочь нам в этих усилиях, Церковь устанавливает посты в воспоминание важнейших событий истории спасения. Наиболее важный пост - Великий, который посвящен памяти страданий, смерти и Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. И это время особенного духовного сосредоточения.

Все мы склонны переживать периоды охлаждения. Бывает так, что первоначальное горение в вере, любовь к Богу, ревностное стремление к благочестивой жизни остывает. Нельзя сказать, что человек утратил веру, но заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания (Мк 4 :19) уже начинают заглушать в нем слово Божие. И поэтому традиция предлагает человеку совершить паломничество к истокам веры, четко обозначить свою позицию: я христианин и поэтому в воспоминание о страданиях Спасителя буду какое-то время в чем-то ущемлять сам себя добровольно, хотя бы воздерживаться от некоторых видов пищи. В древней Церкви это воздержание имело и благотворительное значение - сэкономленные за счет отказа от более дорогой животной пищи средства христиане направляли на помощь нуждающимся.

Пост также выступает свидетельством духовной природы человека - в отличие от животного, которое всегда будет есть всю пищу, до которой только сможет добраться. Здоровое животное никогда не будет воздерживаться ни от пищи, ни от удовлетворения еще каких-либо своих биологических импульсов, и нередко мы слышим, что человек - это не более чем «усовершенствованное животное». Религиозный пост - простейший способ показать, что это не так. В нашей биологической природе - стремиться к удовольствию от вкусной пищи и давать волю своему аппетиту, но мы можем решить, что духовные цели важнее, и поставить свою животную природу на место. Поэтому пост - древнейшая религиозная практика, широко распространенная и в языческом мире.

Но у христианского поста есть и свои особенности. Для языческого аскета тело - темница души, что-то нежеланное, от чего он мечтает в итоге навсегда избавиться. Для христианина тело - это, как сказал один подвижник, «брат осёл», то есть нечто само по себе благое (Бог вообще не сотворил ничего в принципе плохого), но требующее держать его в подчинении: мы должны ездить на осле, а не осел на нас.

Пост помогает нам научиться подчинять наши желания разуму и воле, а разум и волю - слову Божию. Однако важно отметить, что в посте всем, а особенно людям, недавно вошедшим в церковную жизнь, следует проявлять рассудительность и умеренность, чтобы не нанести вреда своему здоровью - душевному и телесному.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...