Что обозначают второстепенные чл предложения. Главные и второстепенные чл предложения: как найти их без лишних трудностей

На этом уроке вы узнаете, что такое второстепенные члены предложения, научитесь их находить, узнаете функцию второстепенных членов в предложении. А также узнаете, какие предложения называются распространёнными, а какие - нераспространёнными, научитесь их различать.

Слово девочка - это подлежащее, оно подчёркивается одной чертой. Девочка (что делает?) читает - это сказуемое, оно подчёркивается двумя чертами. Девочка читает - главные члены предложения, именно они выражают основной смысл предложения.

Во втором предложении есть и другие слова:

Девочка (какая?) маленькая

Читает (что?) книгу

Эти слова помогли нам узнать, что девочка не большая, а маленькая, и что читает она книгу, а не журнал. Эти слова - второстепенные члены предложения.

Второстепенными называются члены предложения, которые служат для пояснения, уточнения, дополнения главных или других второстепенных членов предложения.

Итак, вы узнали, что, помимо главных членов, в предложении есть второстепенные. Второстепенные члены имеют вторую степень важности. А как вы думаете, существуют ли предложения, состоящие только из второстепенных членов? Рассмотрим пример:

На столе лежит белая скатерть (рис. 2).

Рис. 2. Стол со скатертью ()

В этом предложении говорится о скатерти. Скатерть - подлежащее. Скатерть (что делает?) лежит - сказуемое. Лежит (где?) на столе - это второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое. Скатерть (какая?) белая - это второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее.

Если убрать все второстепенные члены, то получится такое предложение:

Скатерть лежит .

Смысл этого предложения остается понятен.

Если убрать все главные члены предложения, вот что получится:

На столе белая .

Предложения нет и смысл не понятен.

Это задание помогло понять, что главные члены получили своё название не случайно - в них заключается основа всего предложения. А второстепенные члены лишь поясняют , уточняют и дополняют главные.

Иногда второстепенные члены предложения поясняют другие второстепенные члены. Рассмотрите пример:

В осеннем парке падают листья (рис. 3).

Рис. 3. Осенний парк ()

В предложении говорится о листьях. Листья - это подлежащее, его подчёркиваем одной чертой. Листья (что делают?) падают - это сказуемое, его подчёркиваем двумя чертами. Падают (где?) в парке - второстепенный член предложения, который уточняет сказуемое. В парке (каком?) осеннем - второстепенный член предложения, который уточняет второстепенный член в парке .

Второстепенные члены могут пояснять не только главные, но и второстепенные члены.

По наличию второстепенных членов предложения делятся на нераспространённые и распространённые . Нераспространённые предложения состоят только из главных членов, например:

Белка прыгает .

Если в предложении помимо главных членов есть и второстепенные, такое предложение называется распространённым, например:

Рыжая белка прыгает с ветки на ветку (рис. 4).

Рис. 4. Белка на дереве ()

Прочитайте предложения. Найдите главные члены. Определите, какие предложения распространённые, а какие нераспространённые.

Ярко светит солнце (рис. 5).

Рис. 5. Яркое солнце ()

По небу плывут лёгкие облака (рис. 6).

Поют птицы (рис. 7).

Рис. 7. Поющая птица ()

Выглянул голубой подснежник (рис. 8).

Рис. 8. Голубой подснежник ()

Побежали ручьи (рис. 9).

Рис. 9. Бегут ручьи ()

Смолой запахли душистые почки (рис. 10).

Рис. 10. Распускающиеся почки ()

Наступила весна (рис. 11).

Проверим:

Ярко светит солнце

По небу плывут лёгкие облака - распространённое предложение.

Поют птицы

Выглянул голубой подснежник - распространённое предложение.

Побежали ручьи - нераспространённое предложение.

Смолой запахли душистые почки - распространённое предложение.

Наступила весна - нераспространённое предложение.

Прочитайте предложения. Используя слова для справок, дополните предложения, чтобы они стали распространёнными.

Свесились сосульки.

Побежали ручьи.

Малыши пускают.

Слова для справок: кораблики, звонкие, с крыш, длинные, по оврагам, бумажные .

Проверим, что получилось:

С крыш свесились длинные сосульки .

По оврагам побежали звонкие ручьи.

Малыши пускают бумажные кораблики.

Определите, какими членами предложения являются выделенные слова:

Марина гуляла в парке. Вдруг на небе появилась чёрная туча . Начался сильный дождь. Девочка вернулась домой .

Гуляла (что делала?) - сказуемое.

Туча (что?) - подлежащее.

Сильный (какой?) - второстепенный член предложения.

Домой (куда?) - второстепенный член предложения.

На этом уроке вы узнали, что в предложении выделяют второстепенные члены предложения. По наличию второстепенных членов предложения бывают распространёнными и нераспространёнными.

Список литературы

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. - М.: Баласс, 2012
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. - М.: Дрофа, 2013
  1. Infourok.ru ().
  2. Nsportal.ru ().
  3. Nsportal.ru ().

Домашнее задание

  • Дайте определение второстепенным членам предложения.
  • Выберите предложение, которое не распространено второстепенными членами:

Солнце ласково греет землю.

Листья падают бесшумно.

Вова любит рисовать красками.

Маша пришла с прогулки.

Идёт дождь.

  • Придумайте по два предложения на каждое слово, одно из них должно быть распространённым, а второе - нераспространённым. Слова: девочка, яблоко, снег .

42. Второстепенные члены предложения - это, члены предложения, которые зависят от главных членов предложения или от других второстепенных членов, и поясняют, уточняют или дополняют господствующие слова. Грамматические разряды второстепенных членов:

  • определение (и приложение как разновидность определения),
  • дополнение,
  • обстоятельство.

42.1. Определение - это второстепенный член предложения, который обозначает признак, качество или свойство предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

Виды определений:

  • согласованное рпирепенив (согласуется с определяемым словом в числе, падеже, в единственном числе - и в роде; выражается прилагательным, местоимением-прилагательным, причастием, порядковым числительным): Вымытые полы еще не высохли. На стопе стояла красивая ваза. Я живу на пятом этаже. Прозвучала вторая ария из этой оперы.
  • несогласованное определение (связано с главным словом по способу управления или примыкания, связь лишена формально выраженного согласования; выражается существительными в косвенных падежах, личными местоимениями, прилагательными в сравнительной степени, наречиями, инфинитивами, неразложимыми словосочетаниями): Сегодня ожидается приезд делегации. Мне очень понравилось ее платье в клетку. Он не выполнил свое обещание прийти.

42.2. Приложение - это разновидность определения, которое выражено существительным, согласованным с определяемым словом в падеже (город-герой, цветок роза).

Особая разновидность приложений - несогласованные приложения. Это:

  • названия произведений литературы, органов печати, пароходов, фабрик, заводов и т.д.: роман «Преступление и наказание», у гостиницы «Россия»;
  • прозвища: о Всеволоде Большое Гнездо.

Одиночные приложения и определяемые слова пишутся:

Через дефис, если

  1. приложение выражено нарицательным существительным (инженер-конструктор);
  2. приложение выражено именем собственным или географическим названием и стоит перед главным словом, которое обозначает родовое понятие (Иван-царевич, Москва-река).

Раздельно, если

  1. приложение выражено именем собственным или географическим названием и стоит после, главного слова, которое обозначает родовое понятие (царевич Иван, река Москва);
  2. приложение, которое стоит перед определяемым словом можно приравнять по значению к определению-прилагательному (трус заяц - трусливый заяц);
  3. в сочетании двух нарицательным существительных первое обозначает родовое понятие, а второе - видовое (цветок роза);
  4. первыми элементами в словосочетании являются слова товарищ, господин, гражданин, наш брат (=я и мне подобные): гражданин милиционер, наш брат студент.

42.3. Дополнение- это второстепенный член предложения, который обозначает предмет, поясняем слово, от которого зависит и отвечает на вопросы косвенных падежей.

Виды дополнений:

  • прямое дополнение (выражается формой именительного падежа без предлога при переходных глаголах и словах категории состояния и формой родительного падеже при переходных глаголах с отрицанием или если действие, которое выражает переходный глагол, направлено не на весь предмет, а лишь на его часть): написать письмо, больно ногу, не замечать глупостей, выпить молока;
  • косвенное дополнение (все остальные дополнения): сообщение о трагедии, бочонок с пивом, директор завода.

42.4. Обстоятельство - это второстепенный член предложения, который поясняет слово со значение действия или признака и обозначает, как или при каких обстоятельствах производится действие. Обстоятельства выражаются наречиями, деепричастиями, существительными в косвенных падежах (с предлогом и без предлога), инфинитивом, фразеологизмами наречного характера.

Виды обстоятельств:

  • обстоятельство времени (указывает на временные показатели совершаемого действия): прийти рано, работать с утра до вечера;
  • обстоятельство места (указывает на место действия или направление движения): проснуться в комнате, двигаться вперед;
  • обстоятельство меры и степени (обозначает меру пространства, времени, количества или степень качества): повторить трижды, весом шестьдесят три килограмма, пробежать триста метров:
  • обстоятельство образа действия (указывает на образ совершения действия): смеяться громко, идти быстро;
  • обстоятельство причины (указывает на причину свершения действия): посинеть от холода, не прийти из-за болезни;
  • обстоятельство цели (указывает на цель действия): уехать отдыхать;
  • обстоятельство условия (указывает на условие, которое должно быть выполнено для свершения действия): не поехать за город в случае снегопада;
  • обстоятельство уступки (указывает на условие, вопреки которому действие совершается): случиться вопреки прогнозам, поехать несмотря на предостережения.

42.5. Двусоставные и односоставные предложения. По составу простые предложения делятся на:

  • односоставные (с одним главным членом предложения),
  • двусоставные (в предложении есть и подлежащее, и сказуемое).

Односоставные предложения - это предложения, представленные одним грамматическим составом: или подлежащим, или сказуемым.

Все слова рассортированы по частям речи. Например, и т. д. Понять, какое слово к какой группе относится, достаточно легко - необходимо лишь задать соответствующий вопрос, и всё сразу проясняется. Кроме этого, слова еще и работают группами. Они строят предложения. Каждое слово играет свою роль. Оно выступает определенным членом предложения. В данном случае слова выполняют свою грамматическую функцию и делают это в соответствии с определёнными правилами и законами. Основной является информация о том, кто выполняет действие, что, с кем, где и когда происходит. За всё это отвечают главные и второстепенные члены предложения. Рассмотрим их детальнее.

Главные члены предложения

К ним относятся подлежащее и сказуемое. Чтобы понять, что есть что, достаточно задать вопрос. Подлежащее - это «Кто?», «Что?». Сказуемое - «Что делает?». Чтобы быть подлежащим, слово должно стоять в начальной форме, инфинитиве. В ином случае оно становится второстепенным членом предложения. Данная грамматическая тема впервые раскрывается детям в 3 классе. Главные члены предложения достаточно просто понять и выучить на многочисленных примерах. Хорошо, если они дополнены иллюстрациями или таблицами.

Подлежащее

Вопрос «Кто/Что?» сразу же показывает, какой член предложения является подлежащим. Слово, отвечающее на него, является главным членом предложения, и именно с ним всё и происходит в повествовании. Чаще всего подлежащим выступает имя существительное. также могут быть расположены в разном порядке. Впереди чаще всего выступает подлежащее. Его подчеркивают в предложении одной прямой линией.

Анна поливает цветы.

Книга лежит на полке.

Телефон громко звонит.

Иногда подлежащим может быть и имя прилагательное. Однако лишь в том случае, когда нет подходящего имени существительного.

Зеленый горит.

Черный стройнит.

Сказуемое

Вопрос «Что делает?» сразу же позволяет определить в предложении сказуемое. Оно всегда идет в паре с подлежащим и описывает происходящее с ним. Главные и второстепенные члены предложения сложно спутать между собой, если сразу же выделить основную пару. Сказуемое в предложении выражается глаголом. Оно может также характеризовать состояние подлежащего. В предложении сказуемое подчеркивается двумя прямыми параллельными линиями.

Дом казался огромным на фоне маленьких гаражей и построек.

Лена смотрит сериалы каждый день.

Мама присела у дома, ожидая детей из школы.

Особенности второстепенных членов предложения

Они делают смысл основной части предложения более точным, развернутым, дополняют деталями. По ним мы можем узнать о месте, времени, образе действия происходящего с кем-то или чем-то. Их можно определить по характерным вопросам. Второстепенные члены предложения (3 класс, учебник русского языка О. Д. Ушаковой) - это обстоятельство (места, времени, образа действия), определение (чей/какой?) и дополнение (кого/чего? и т. д.). Они не входят в грамматическую основу предложений.

Определение

Оно может выражаться несколькими частями речи. Существительные, прилагательные и даже местоимения, заменяющие существительные, служат для этой цели. Определение приводит характеристику предмета. Характерные вопросы для вычленения: «Какой?», «Чей?». Для подчеркивания используется

Полная луна вышла из-за туч.

Большой ящик загородил дорогу.

Дополнение

Если слово-существительное не отвечает на вопрос «Кто/Что?», можно определенно утверждать, что это дополнение. Оно выражается не только существительными, но и местоимениями. В предложениях для подчеркивания используется падежей очень точно помогают вычленить главные и второстепенные члены предложения.

Соседи купили новую машину.

Бабушка забрала внучку из садика сразу же после обеда.

Цветы были срезаны острым ножом.

Обстоятельство

Оно указывает на место, время, причину, цель, образ действия, уточняя, поясняя и добавляя деталей в описание происходящего. В каждом из случаев обстоятельство отвечает на соответствующие вопросы. Например:

Место: Где происходит/Куда направляется/Откуда исходит?

Образ действия: Как случилось/Каким образом произошло?

Причину: Отчего так случилось/Почему это происходит?

Время: С каких пор началось/Когда стартовало/До каких пор будет длиться/Как долго ждать?

Цель: Зачем это/Для чего?

Роль обстоятельства в предложении может выполнять существительное, наречие и местоимение. Для подчеркивания используется штрих-пунктирная линия, состоящая из точек и тире.

Связка бананов лежала на столе в кухне.

Знакомые отменили поездку на пляж из-за плохой погоды.

Он постоянно читает много книг, чтобы казаться умным.

Таблица "Главные и второстепенные члены предложения"

Чтобы запомнить правила и научиться различать главные и второстепенные члены предложения, рекомендуется выполнить ряд специальных упражнений на практике. Они дадут необходимый результат в закреплении навыка.

Приложения рассматриваются обычно как разновид-ность определения.

Второстепенные члены непосредственно или опосредованно связаны с грамматической основой , то есть от грамматической основы можно задать вопрос к второстепенному члену, от этого второстепенного члена - к другому и т.д.

Испуганное лицо молодой девушки выглянуло из-за деревьев (Тургенев).

Грамматическая основа - лицо выглянуло . От подлежащего можно задать вопросы к двум словам: лицо (какое?) испуганное ; лицо (чьё?) девушки . От определения девушки можно задать вопрос к одному слову девушки (какой?) молодой . Сказуемое выглянуло связано с существительным с предлогом: выглянуло (откуда?) из-за деревьев .

Таким образом, в одно предложение входят все слова, которые так или иначе связаны с грамматической основой. Это особенно важно при расстановке знаков препинания в сложном предложении. Запятыми (реже другими знаками) части сложного предложения отделяются друг от друга. Поэтому для проверки знаков препинания надо четко представлять, где находятся эти границы.

Вечером пока мы молча ожидали Асю я убедился окончательно в необходимости разлуки (Тургенев).

Чтобы правильно расставить знаки препинания в этом предложении, надо:
а) выделить грамматические основы;
б) установить, какие слова связаны с этими основами.

В данном предложении две грамматические основы:

1 - я убедился ; 2 - мы ожидали .

Значит, предложение сложное.

С первой грамматической основой связаны слова: убедился (как?) окончательно ; убедился (в чём?) в необходимости ; убедился (когда?) вечером ; в необходимости (чего?) разлуки . Следовательно, первое предложение будет иметь вид: Вечером я убедился окончательно в необходимости разлуки.

Со второй грамматической основой связаны слова: ожидали (кого?) Асю ; ожидали (как?) молча . Пока является временным союзом в придаточном предложении. Следовательно, второе предложение будет иметь вид: пока мы молча ожидали Асю , причем оно находится внутри главного предложения.

Итак, знаки препинания в сложном предложении следует расставить следующим образом:
Вечером, пока мы молча ожидали Асю, я убедился окончательно в необходимости разлуки.

Но для правильной расстановки знаков препинания необходимо не только выявить все второстепенные члены предложения, но и определить их конкретный тип (определение, дополнение, обстоятельство), поскольку каждый из второстепенных членов имеет свои правила обособления. Следовательно, неправильный разбор второстепенных членов может привести к ошибкам в пунктуации.

Каждый из второстепенных членов имеет свою систему вопросов.

  • Определение отвечает на вопросы какой? чей?

    Красное платье; весёлый мальчик.

  • Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей.

    Увидел друга .

  • Обстоятельства отвечают на вопросы наречий: где? когда? как? почему? и др.

    Ожидали молча .

Обратите внимание!

К одному и тому же второстепенному члену иногда можно задать несколько разных вопросов. Особенно часто это происходит в том случае, если второстепенный член выражен именем существительным или местоимением-существительным. К ним всегда можно задать морфологический вопрос косвенного падежа. Но далеко не всегда существительное или местоимение будет дополнением. Синтаксический вопрос может быть иным.

Например, в сочетании лицо девушки к существительному в родительном падеже можно задать морфологический вопрос: лицо (кого?) девушки . Но существительное девушки в предложении будет являться определением, а не дополнением, потому что синтаксический вопрос будет иным: лицо (чьё?) девушки .

Виды второстепенных членов предложения. Грамматический и синтаксический вопрос

В русском языке три вида второстепенных членов - определение, дополнение и обстоятельство.

Определение, способы его выражения

Определение - второстепенный член предложения, обозначающий признак лица или предмета и отвечающий на вопрос какой? чей?

По характеру связи с определяемым словом все определения делятся на согласованные и несогласованные.

Согласованные определения уподобляются определяемому слову в формах числа, падежа, а в единственном числе - и рода, т. е. связываются с ним согласованием. Согласованные определения выражаются:

1) прилагательным:

Я надену белую рубашку.

2) местоименным прилагательным (кроме его, её, их):

Дай мне твою руку.

3) порядковым числительным:

Принеси пятый том.

4)причастием:

На столе лежит нераспечатанное письмо.

Для этих частей речи согласование осуществляется в числе, падеже, роде (в ед. ч.):

5) существительным; согласование в падеже и числе (если существительное-приложение изменяется по числам):

Чижа захлопнула злодейка западня (И. А. Крылов).

Несогласованные определения связаны с определяемым словом управлением или примыканием и выражаются:

1) существительным в косвенном падеже с предлогом или без предлога (в том числе несогласованным приложением):

Я люблю пьесы Чехова.

На ней была юбка в клетку.

Мы выписываем журнал «За рулём».

2) существительным в И. п. - несогласованным приложением:

Я побывал на озере Байкал.

2) притяжательным местоимением его, её, их:

Это его дом.

Не видно его дома.

3) неизменяемыми прилагательным:

Вес нетто этой коробки - пять килограммов.

4) наречием:

Нам подали яйца всмятку и кофе по-варшавски..

5) глаголом в форме инфинитива:

У него было большое желание учиться.

Несогласованные определения могут быть также выражены словосочетанием, представляющим собой

1) фразеологически свободное словосочетание:

У него сыновья восьми и пятнадцати лет.

2) фразеологизм:

Ни рыба ни мясо, он тем не менее был мне чём-то симпатичен.

Разновидностью определений являются приложения - определения, выраженные существительными и связанные с определяемым словом согласованием или примыканием. Приложения имеют следующие значения:

1) качество, свойство предмета:

На крыльце стояла старуха мать.

2) возраст, звание, род занятий человека:

Сегодня принимает врач Гудилин.

3) пояснение, более точное название:

А. С. Пушкин, великий русский поэт, положил начало современному языку.

В саду растёт шиповник - кустарник с крупными, похожими на розу цветами.

4) название литературных произведений, предприятий, торговых марок и т. д.:

Я люблю роман «Евгений Онегин».

5) географические названия:

Мне хочется посмотреть на озеро Байкал.

Основная масса приложений является согласованными определениями, исключение составляют приложения-названия, заключённые в кавычки, некоторые географические названия и прозвища:

Я выписываю газету «Вечерняя Москва».

Я живу в городе Москва.

Сообщение историка было посвящено Всеволоду Большое Гнездо.

Дополнение, способы его выражения

Дополнение - второстепенный член предложения с предметным значением. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей и выражается теми же частями речи, что и подлежащее:

1) существительным или местоимением-существительным в косвенных падежах с предлогом или без предлога:

Я читаю письмо и думаю о тебе.

2) любой частью речи в функции существительного:

Он посмотрел на вошедшего.

3) инфинитивом:

Все просили её спеть.

4) числительным:

Разделите десять на два.

5) фразеологически свободным сочетанием числительного с существительным в Р. п.:

Я купил пять книг.

6) фразеологически связанным словосочетанием:

Я прошу тебя не вешать нос.

Дополнения поясняют

1) основное - глагол (примеры см. выше)

2) существительное со значением действия или деятеля:

Он руководитель кружка.

Он осуществляет руководство кружком.

3) прилагательное в краткой или - редко - в полной форме:

Я зол на друга.

4) сравнительную степень прилагательного или наречия:

Роза ароматнее других цветов.

Он прыгнул выше отца.

Если дополнение относится к переходному глаголу или к наречию, называя объект, на который направлено действие, и выражается формой винительного падежа без предлога, то такое дополнение называется прямым. Кроме формы винительного падежа без предлога слов любой именной части речи (Я уже читал эти книги), прямое дополнение может выражаться:

1) формой Р. п. без предлога в отрицательных предложениях: Я не читал этих книг;

2) формой Р. п. без предлога при переходных глаголах, совмещающих значение достижения результата с количественным значением: Пойду куплю хлеба;

3) формой Р. п. при некоторых наречиях - сказуемых безличного предложения:Мне жаль потраченного времени.

Все остальные дополнения - косвенные.

Обстоятельство, способы его выражения. Виды обстоятельств

Обстоятельство - второстепенный член предложения, который служит для характеристики действия или признака и указывает на способ совершения действия, время, место, причину, цель или условие протекания действия.

По значению выделяются обстоятельства

1) образа действия (отвечают на вопросы как? каким образом?):

Мы пошли пешком.

2) времени (когда? с каких пор? до каких пор?):

Мы приехали вчера.

3) места (где? куда? откуда?):

Я побежал вперёд.

4) причины (почему?):

От усталости у меня кружится голова.

5) цели (зачем?):

Я пришла мириться.

6) меры и степени (в какой мере, степени?) - эти обстоятельства в основном относятся к прилагательным, причастиям, наречиям:

Он был очень внимателен и всё сделал совершенно правильно.

7) условия (при каком условии?):

Без звонка туда идти нельзя.

8) уступки (несмотря на что?):

Несмотря на дождь, мы всё же вышли из дома.

Обстоятельства бывают выражены

1) наречиями (для наречий эта синтаксическая функция - основная):

Мы приехали утром.

2) деепричастиями (в том числе с зависимыми словами - деепричастными оборотами):

Он сидел, греясь на солнце.

3) именами существительными (в том числе с союзами как, будто, словно, точно и др. - сравнительными оборотами):

Он читал стихи с выражением, как профессиональный чтец.

4) инфинитивом:

Я хочу пойти прогуляться

5) устойчивыми нефразеологичными и фразеологичными сочетаниями:

Я потерял тетрадь два дня тому назад.

Он бежал сломя голову, но всё равно пришёл к шапочному разбору.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...